Поэзия

Первые оригинальные поэтические образцы относятся к концу XIX – началу XX века. Один из основоположников национальной литературы З. Дорофеев опубликовал первый поэтический сборник «Песни и думы народного учителя» в 1912 году.
В 20-е годы XX века сложился постоянный круг авторского коллектива, заложившего первый камень в фундамент поэтической культуры народа: Я. Григошин, И. Кривошеев, Ф. Завалишин, Д. Морской, В. Сафронов, Н. Цыганов, С. Салдин, Ф. Фролов и др. Во второй половине 20-х годов ведущую силу поэзии составили М. Безбородов, П. Кириллов, А. Моро, А. Лукьянов, Н. Эркай, В. Радаев, М. Бебан, А. Карасев, А. Рогожин, В. Ардеев, А. Зиньков и другие. В это время были сделаны первые попытки в освоении жанра поэмы. В 30-е годы мордовская поэзия пользовалась жанровыми формами стихотворного очерка, фельетона, сатирической частушки, басни, памфлета. 30-е годы – время создания первых эпических произведений крупной формы. Было написано несколько поэм: «Эрьмезь» Я. Кулдуркаева, «Утро на Суре» П. Кириллова, «Гале» А. Рогожина, «На реке Эряшке» Е. Пятаева, «Песня о Раторе» Н. Эркая; стихотворный роман А. Куторкина «Ламзурь».
В мордовской поэзии периода Великой Отечественной войны преобладает патриотическая лирика. Воспеванием героики подвига проникнуты произведения А. Мартынова, М. Бебана, П. Кириллова, А. Моро, П. Кономанина, А. Рогожина, И. Кривошеева, А. Щеглова, А. Малькина, Н. Эркая, П. Гайни, С. Вечканова, И. Девина, И. Прончатова и др.
В первое послевоенное десятилетие подбор свежих красок, философские обобщения с глубоким подтекстом, проникновение во внутренний мир современника характеризуют произведения П. Кириллова, А. Моро, П. Гайни, Ф. Атянина, А. Мартынова, Н. Эркая, И. Шумилкина, П. Любаева, А. Малькина, И. Чигодайкина, И. Прончатова и др.
В мордовской поэзии 60 – 80-х годов активно работают поэты разных поколений. Удачным слиянием различных стилевых течений, оригинальностью мысли, яркими поэтическими образами, волнительными интонациями запоминается поэзия А. Моро, М. Бебана, П. Гайни, И. Шумилкина, С. Кинякина, И. Прончатова, П. Торопкина, Н. Эркая, И. Девина, А. Малькина, А. Эскина, И. Пиняева и др.
Поэзия рубежа XX – XXI вв. начинает тяготеть к душевности, больше места в ней стали занимать внутренний мир человека, духовный опыт народа.

Назад