Драматургия

Мордовская драматургия активно начинает развиваться в 20-х годы ХХ века. Начало утверждения реалистических принципов в национальной драматургии связано , прежде всего, с именами Ф. Чеснокова и К. Петровой. Они, опираясь на опыт русского реализма, а также на традиции родного фольклора, воссоздали реалистические правдивые, живые характеры.
Следующий этап развития мордовской драматической литературы, приходящийся на 30-е годы, примечателен расширением её идейно-эстетических горизонтов, усилившимся вниманием к человеческим судьбам. Крупным вкладом в национальную драматургию этого периода стала историческая пьеса П. Кириллова «Литова», в которой на широком историческом фоне изображается участие мордовского народа в антикрепостническом восстании под предводительством Степана Разиныа.
В 50-е годы свершился выход мордовской драматургии на всесоюзную арену (драма П. Кириллова «Учительница»). В духовную жизнь мордовского народа прочно вошли драматические произведения Г. Меркушкина, К. Абрамова, А. Щеглова, Ф. Атянина, И. Кишнякова.
Современная мордовская драматургия, восприняв национальные культурные традиции и эстетический опыт других литератур, выходит к более глубокому художественному осмыслению и восприятию сложной картины сегодняшнего мира и человека в нем. Художественный поиск в мордовской драматургии последних десятилетий был направлен на постижение социальной и духовно-нравственной сути человека. Драматурги Мордовии ставили перед собой цель не только эстетически развивать читателя и зрителя, но, прежде всего, исследовать характер человека на крупных изломах истории. Тематика пьес драматургов Мордовии разнообразна: исторические и историко-революционные пьесы; пьесы биографического характера, посвященные как нашим великим землякам, так и известным представителям родственных народов; ратный и трудовой подвиг народа в годы Великой Отечественной войны; нравственные проблемы современности.

Назад