Мордовская литература

Истоки зарождения мордовкой литературы относятся к первой половине 18 века, когда на эрзянский и мокшанский язык стали переводится книги религиозного содержания, а также осуществлялись попытки авторского сочинительства на события светского значения. Во второй половине 19 века формируется крестьянская литература. На рубеже 19 – 20 вв. начинает складываться литература, созданная на русском языке (С. В. Аникин, З.Ф. Дорофеев, В. В. Бажанов и другие).
После 1917 года литература ускоренно развиваться, чему способствует издание национальных газет и журналов, открытие учреждений образования и культуры. К концу 30-х годов в мордовской литературе в основном сложились жанровые традиции. Заметный вклад в становлении профессиональной художественной литературы на национальном языке внесли Ф. М. Чесноков, М. И. Безбородов, К. С. Петрова, Т. А. Раптанов, Я. П. Григошин и многие другие.
В 50 – 60-е годы на ведущие позиции выходит роман, художественно решающий проблемы истории и современности («Широкая Мокша» Т.А. Кирдяшкин, «Яблоня у большой дороги» А.  Д. Куторкин, «Найман», «Люди стали близкими», «Дым над землей» К.Г. Абрамов, «Трава-мурава» И. М. Девин и другие). Синтез лиризма и психологизма наблюдается в поэмах «Земля», «Теплые следы» А. С. Малькина, «Ветка дуба векового» А. М. Моро и других. Острые конфликтные коллизии присущи драмам «Учительница» П.С. Кириллова, «Именем народа», «Голубое сияние» Г.Я. Меркушкина и другим.
В 70 – 80-е годы особое внимание уделяется нравственной проблематике («Сельская девушка» К. Г. Абрамов, «Подождите, ж быстрые облака…» Ю.Ф. Кузнецов, «Супруги» А. П. Тяпаев, «Годы-версты» С. В. Кинякин, «Жаворонок» А. К. Мартынов, «Высота» И. Д. Пиняев, «Сороковины»  А. П. Терешкин, «Гнездо коршунов» К. Г. Абрамов, «В пустом доме люди» А.И. Пудин и другие).
Начиная с конца 80-х гг. расширяется социальный и эстетический кругозор литературы, она обращается к ранее не затрагиваемым проблемам. Писатели стремятся с новых эстетических позиций взглянуть на историю своего народа («Пургаз», «За волю» К. Г. Абрамов, «Тени колоколов», «Кузьма Алексеев» А. М. Доронин, «Каназор» А. И. Пудин и другие); осмыслить процессы, происходящие сегодня («Жаркое лето» Г. И. Пинясов, «Ветви священного дуба» В. И. Мишанина, «В пустом доме люди» А. И. Пудин, «Перепелка – птица полевая» А. М. Доронин и другие).

Возврат к списку