Вепсы

Древнейшие предки вепсов жили в юго-восточной Прибалтике, откуда в начале I тыс. началось их движение на восток и север. С XI по XIV столетие часть древних вепсов проникала на Олонецкий перешеек, где вступала во взаимодействие с корелой. Одновременно предки вепсов осваивали территории к северо-востоку от Заволочья, достигнув бассейна р. Северная Двина.
Археологические памятники вепсов – многочисленные курганные могильники и отдельные поселения X – начала XIII вв. в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье. Древние вепсы упомянуты в сочинении готского историка Иордана (VI в.), в арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (X в.), в Повести временных лет (XI в.), у западно-европейских авторов – Адама Бременского (конец XI в.), Саксона Грамматика (начало XIII в.).
В результате продвижения русских на населенные вепсами территории в их южной части вепсы оказываются в меньшинстве, начинают активно обращаться в православие (впоследствии – ассимилироваться). Вепсы приняли непосредственное участи в формировании северных русских и западных коми.
В середине XII в. вепсы платили дань волжским булгарам. В 1238 г. было создано независимое княжество, с центром в населенном вепсами городе Белоозеро. Во второй половине XII века Белоозеро входит в состав Ростово-Суздальского княжества. В XIV в. вепсские земли становятся частью Московского великого княжества.
С присоединением Великого Новгорода к русскому государству почти все находившиеся в зависимости от новгородской знати вепсы стали черносошными (с XVIII в. – государственными). Небольшая часть крестьян в средневековье оказалась в зависимости от монастырей.
Основу хозяйства вепсов составляло земледелие, значительное место занимало скотоводство, подсобную роль играли охота и рыболовство. В XVIII в. многие вепсы приписываются к Олонецким оружейным заводам и Лодейнопольской верфи.

Шелтозерский музей.jpg

Рис. Шелтозерский вепсский этнографический музей им.Р.П. Лонина

1920-е гг. ознаменовались пробуждением национального самосознания вепсов. Поддержка советского правительства позволила придать ряду населенных пунктов статус национальных, создать два национальных округа, алфавит, школы. В период сталинских репрессий любая деятельность, связанная с вепсской культурой, оказалась под запретом.
Попытки возрождения вепсского национального движения начали предприниматься только в эпоху перестройки. В 1988 г. в Петрозаводске состоялась вепсская конференция, а в 1989 г. создается Общество вепсской культуры.

Источники: Пименов В. В. Вепсы // Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000. С. 124–125; http://finugor.ru/node/867
Источник иллюстрации: http://kgkm.karelia.ru/files/node/45/image_2.jpg
Профильные сайты: www.gov.karelia.ru; www.finnougr.ru; www.afunrf.ru; www.finnougoria.ru