Саамы

СААМЫ – саами, саамь, саме (самоназвания), лопари (устаревшее название). Численность в Российской Федерации 1 991 тыс. человек (2002 г) Живут на Кольском полуострове (1615 чел.). По названию полуострова их, в отличие от севера Скандинавии и Финляндии, именуют Кольскими Саамами. Живут также в северных районах Норвегии (30 тыс. чел.), Швеции (17 тыс.), Финляндии (5 тыс. человек).
Своё название «лопари» народ получил, по-видимому, от соседей – финнов и скандинавов, от которых его восприняли и русские. Впервые название Лаппия встречается у Саксона Грамматика (конец XII в.). В русских источниках термин «лопь» появляется с конца XIV в. Лингвисты производят слова «лопь», «лопарь» от финского  lape, lapea («сторона») или связывают со шведским lapp («место»). В последнее время, как в литературе, так и в быту народ называют по его самоназванию Саамы.
Говорят на саамском языке. Язык Кольских Саамов имеет четыре диалекта (иокангский, кильдинский, нотозерский и бабенский) и ряд говоров. Письменность на основе русской графики. Верующие Саамы – православные.
Саамы – коренное население крайнего севера Европы. В прошлом их предки занимали значительно большую территорию к югу и востоку от мест их теперешнего расселения, но постепенно они были оттеснены на север другими народами (русскими, карелами, финнами, скандинавами). Как свидетельствуют различные источники, на рубеже I и II тыс. н. э. Саамы населяли широкий ареал, включавший северные районы Скандинавии, Кольский полуостров, значительную часть Финляндии и Карелии, в т. ч. побережье Ладожского и Онежского озёр. На востоке в саамский ареал входили, по-видимому, бассейны рек Онеги и северной Двины. Еще в XVI-XVII вв. Кольские Саамы населяли земли современной Карелии (в Новгородских писцовых книгах упоминаются Лопские погосты и Заонежье). С продвижением на север карельские Саамы были постепенно вытеснены с этих земель и частично ассимилированы. В конце XIX – начале XX вв. Саамы населяли почти весь Кольский полуостров, за исключением самой южной его части – Терского берега Белого моря, где преобладало русское население. Современные Кольские Саамы живут главным образом в Ловозерском районе Мурманской области, с центром в селе Ловозере.
Первые контакты Саамов с русскими относятся к XII в. Первое упоминание об уплате дани населением Терского берега новгородцам относится к 1216 г. С XV в. с падением Новгорода Лапландия начинает тяготеть к Московскому великому княжеству, а затем входит в состав образовавшегося Российского государства. С начала XVI в. начинается христианизация Саам в которой особенно большую роль сыграл Печенгский монастырь, основанный в 1550 г. Распространение христианства среди Кольских Саамов связано также с деятельностью Соловецкого, Антониево-Сийского, Крестного и Воскресенского монастырей.
Контакты Кольских Саам с соседними народами насчитывают многие столетия. К концу XIX в. в некоторых местах Саамы жили уже чересполосно с другими народами. Особенно тесными были связи с русскими. Многолетними были также контакты с карелами и финнами, особенно на юго-западе полуострова. Кроме того, в 80-х гг. XIX в. на Кольский полуостров с р. Печора пришли группы оленеводов ненцев. 

saamy.jpg

В XX в. этнический состав Мурманской области становится еще более смешанным. Большой приток приезжего населения, среди которого, кроме русских, значительное, число украинцев, белорусов, татар, представителей других национальностей, был вызван начавшимся в 1930-е гг. интенсивным развитием промышленности в крае. Приток приезжего населения продолжается и сегодня. В результате уровень межнациональных контактов Саам с соседними народами стал очень высок. Национально-смешанные браки составляют около 50%.  Сорок процентов Саам живёт в городах. Все Саамы знают русский язык.

Источник: Лукъянченко Т. В. Саамы // Народы России: Энциклопедия. - М.: Научное издательство Большая Российская Энциклопедия,1994.