Манси

Манси  (самоназвание), вогулы, народ в РФ, коренное население Ханты-Мансийского (с 1930 по 1940 г. – Остяко-Вогульского) автономного округа Тюменской области (окружной центр – г. Ханты-Мансийск). Численность в РФ – 12 тыс. (2002 г.), 8,5 тыс. (1989 г.). Мансийский язык, составляющий вместе с хантыйским и венгерским угорскую группу (ветвь) финно-угорской языковой семьи, до начала 1930-х гг. был бесписьменным. Надписи делались рисунками, счет фиксировался палочками, крестиками. Первый алфавит мансийского письма был разработан в 1931 г. на базе латиницы. В 1937 г. на основе русской графики была создана письменность, которая функционирует в настоящее время. Манси относятся к уральской расе.


«Традиционный мужской костюм манси»

Как этническая общность манси сложились на основе автохтонных племен Прикамья, Приуралья и южного Зауралья, угорских и индоевропейских (индоиранских) племен, двигавшихся во 2–1-м тыс. до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Симбиоз культур таежных охотников и рыболовов, степных кочевников-скотоводов в культуре манси прослеживается и поныне, особенно отчетливо проявляясь в культе коня и небесного всадника – Мир сусне хума. Занимая первоначально юг и западные склоны Урала, манси под воздействием колонизации коми и русских (XI–XIV вв.) мигрировали в Зауралье. С XI в. фиксируются контакты с русскими, особенно новгородцами, которые именовали их вместе с хантами  югрой – названием, заимствованным от коми-зырян, а с XIV в. – вогуличами или вогулами, этнонимом, заимствованным русскими от тех же коми-зырян. Присоединены к Русскому государству в XVI в.
В XVIII в. манси были обращены в православие, но и сейчас сохраняют многие доправославные верования и обряды: культы духов-покровителей, предков, оленя, медведя, шаманизм и др. Существовали периодические (с декабря по март) и эпизодические (по случаю удачной охоты на медведя) медвежьи праздники, включавшие в себя сложную систему обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса. Смысл этих обрядов заключался в стремлении оправдаться перед медведем за его убийство и поедание его мяса, а также в просьбах к нему и другим персонажам праздника добиться благополучия.


«Медвежий праздник у народа Манси»

Традиционные хозяйственные занятия манси – охота, рыболовство, оленеводство, собаководство, кедровый промысел. Земледелие было развито слабо. Манси предпочитают традиционную кухню, питаясь в основном рыбой и мясом. Как образно выразился известный писатель Ю. Шесталов, «рыба есть – манси есть, рыбы не будет – манси не будет». Озабоченная дальнейшими судьбами своего немногочисленного народа, современная интеллигенция манси ищет пути его сохранения и развития. Совместно с хантыйской она создала ассоциацию «Спасение Югры».

Н.Ф. Мокшин
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Литература:
Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000;
Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002;
Харамзин Т. Г. Традиционное природопользование как основа развития материальной и духовной культуры обских угров. Ханты-Мансийск, 2004.

Профильные сайты:
www.finugor.ru;
www.finnougr.ru;
www.afunrf.ru;
www.uralistica.ning.co;
www.finnougoria.ru

Источник:
http://www.okolco.narod.ru/helgikol4uga/book/oid_123.html
http://wieland.files.wordpress.com/2007/09/2006_20070721_22765.jpg?w=347&h=508