Мордва

Мордовки.jpg

Макаров И.К. Две молодые мордовки (1842 г.). Фонды МРМИИ им.С.Д.Эрьзи

Описание  Мордва, мокшэрзят (самоназвание), народ в РФ, по численности самый крупный из ее финно-угорских народов (845 тыс. чел. в 2002 г.), не только коренной, но и государствообразующий, титульный народ Республики Мордовия (столица – г. Саранск). В настоящее время в Мордовии проживает треть общей численности мордвы, остальные две трети – в других субъектах РФ, а также в Казахстане, Украине, Узбекистане, Таджикистане, Эстонии и др.
Мордва состоит из двух субэтносов  – эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание), каждый из которых имеет свой язык и некоторые субэтнические особенности в расселении, культуре, в антропологическом облике. Кроме того, выделяются и небольшие этнографические группы: так называемая шокша (по с. Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе РМ, каратайская мордва, именуемая иногда каратаями (по с. Мордовские Каратаи) в Камско-Устьинском районе Татарстана. Сравнительно недавно выделялась еще одна этнографическая группа – терюшевская мордва (терюхане, терюшане), проживавшая в Терюшевской волости Нижегородского уезда, ныне Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, которая сохраняла вплоть до 1-й половины ХХ в. мордовское самосознание, но затем полностью обрусела.

Мордовки3.jpg

Сычков Ф.В. Учительница-мордовка (1937). Фонды МРМИИ им.С.Д.Эрьзи

Мордовские (мокша и эрзя) языки относятся к волжской группе финно-угорской языковой семьи. Письменность существует на основе русской графики, первые ее памятники восходят к XVII–XVIII вв. Вероисповедание – православное. В 1990-х гг. возникла Мокшэрзянская лютеранская церковь (функционируют три прихода).
История мордвы уходит корнями в античную древность. Не исключено, что «марды», упоминаемые в «Истории» Геродота (V в. до н. э.) как одно из кочевых «племен персидских», подвластных Персидской (Иранской) державе, принимали участие в этногенезе мордвы. В пользу этого предположения свидетельствует не только иранская этимология самого этнонима «мордва» (иран. mard – «человек», «мужчина», «муж», отсюда морд. мирде – «муж», «супруг»), но и множество иранизмов, имеющихся в мордовских языках. Есть мнение, что первые письменные свидетельства об эрзе также содержатся в трудах древнегреческих авторов Страбона («аорсы») и Птолемея («арсииты»).

Мордовки2.jpg


Сычков Ф.В. Трактористки-мордовки (1938). Фонды МРМИИ им.С.Д.Эрьзи

Этноним «мокша» упоминается в записках фламандского путешественника XIII в. В. Рубрука и в труде «Сборник летописей» иранского историка и государственного деятеля Рашид-ад-Дина (1247–1318). В русских летописях «Мордва», «Мордвичи», «Мордовская земля» фигурируют с XI в.

Этноним «мокша» упоминается в записках фламандского путешественника XIII в. В. Рубрука и в труде «Сборник летописей» иранского историка и государственного деятеля Рашид-ад-Дина (1247–1318). В русских летописях «Мордва», «Мордвичи», «Мордовская земля» фигурируют с XI в.

Н.Ф. Мокшин
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Литература:  Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989; Мордва. Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981; Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск, 1995; Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000; История Мордовии с древнейших времен до середины XIX века. Т.1. Саранск, 2001; Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск, 2004.
Источник иллюстрации 1:http://www.erzia-museum.ru/collection/makarov_excursion/images/1.jpg
Источникиллюстрации 2:
http://www.erzia-museum.ru/collection/sychkov/images/f23.jpg
Источникиллюстрации 3: http://www.erzia-museum.ru/collection/sychkov/images/f22.jpg
Профильные сайты www.finugor.ruwww.finnougr.ru; www.finnougoria.ru; www.afunrf.ru; www.uralistica.ning.com