Марийцы


«Черемисы. Из альбома «Одежды Русского государства». Акварели Ф. Г. Солнцева»

Марийцы, мари, марий (самоназвание), народ в РФ численностью 605 тыс. чел. (2002 г.), коренной, государствообразующий и титульный народ Республики Марий Эл (столица – г. Йошкар-Ола). Значительная часть марийцев живет в соседних республиках и областях. В царской России их официально называли черемисами, под этим этнонимом они фигурируют и в западноевропейских (Иордан, VI в.)  и древнерусских письменных источниках (в .т.ч. в «Повести временных лет», XII в.).
В этноструктуре марийского народа в настоящее время выделяются два субэтноса («курык мари» – горные мари и «олык мари» – луговые мари), а также одна этнографическая группа «упо мари» – восточные мари, проживающая в Прикамье и Приуралье. Марийские языки (лугововосточный и горно-марийский) совместно с мордовскими (мокшанским и эрзянским) относятся к волжской группе финно-угорской языковой семьи. Как и удмурты, марийцы – представители субуральского антропологического типа, отличающегося от классических вариантов уральской расы заметно большей долей европеоидного компонента. 
Первые печатные издания на марийском языке, относящиеся к XVIII в., представляют собой переводы церковных текстов с русского. В  конце XIX – начале XX в. стали выходить учебники-буквари, книги для чтения. Широкое развитие марийская письменность на основе русской графики получила в ХХ в., когда стали публиковаться не только учебники, но и научно-популярная, художественная литература, средства массовой информации.
Этнической основой формирования марийского народа была древнемарийская соплеменность, выделившаяся в конце 1-го тыс. до н. э. – начале 1-го тыс. н. э. из исторически предшествовавшей ей совокупности волго-окских финно-угорских племен, от которой примерно в это же время отпочковалась и древнемордовская семья племен.


«Жрецы - распорядители языческих молений. Марийцы (черемисы). Конец XIX в. Фонды РЭМ»

В конце 1-го – начале 2-го тыс. н. э. у марийцев сформировалось раннефеодальное княжество, возглавляемое кугыжами (мар. кугу – «большой, великий», оза – «хозяин, владетель, властелин»), однако в силу зависимости от более могущественных соседних государственных образований (Волжской Болгарии, древнерусских княжеств,  Золотой Орды, Казанского ханства, а затем Русского государства) оно не могло сохранить свою самостоятельность.
Массовая христианизация марийцев происходила в XVIII–XIX вв., но не была завершена. Значительная их часть поныне сохраняет свою дохристианскую (этническую) веру, для которой характерны почитание божеств-покровителей и покровительниц сил природы, жилищ и хозяйственных построек, культ предков, вера в верховного бога Кугу Юмо. В последние годы марийская вера массово возрождается, чему не в малой степени способствует общественная организация «Ошмари – Чимари».
Возникшая в 1917 г. после Февральской революции Марийская национальная общественная организация «Марий Ушем» в декабре 1918 г. была запрещена. В 1990 г. она возобновила свою деятельность. В 1992 г. на III съезде марийского народа был избран Всемарийский совет («Марий Мер Канаш»), способствующий развитию национального самосознания и политической активности марийцев, их самобытной культуры.

Н.Ф. Мокшин
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Литература:
Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000;
Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2001;
Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002;
Вопросы этносоциальной истории марийского народа. Йошкар-Ола, 2005;
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола, 2005

Профильные сайты:
www.finugor.ru;
www.finnougr.ru;
www.finnougoria.ru;
www.afunrf.ru;
www.uralistica.ning.com

Источник:
http://hitrovka.livejournal.com/367209.html
http://www.ethnomuseum.ru/gallery3688/240/286_279.htm