Коми-пермяки


«Группа крестьян в национальных одеждах. Коми-пермяки. Начало XX в. Фонды РЭМ»

Коми-пермяки, народ в РФ численностью 125 тыс. чел. (2002 г.), 147,3 тыс. (1989 г.). До ХХ в. назывались пермяками. Термин «пермь» («пермяне»), по-видимому, вепсского происхождения (пере маа – «земля, лежащая за рубежом»). В древнерусских источниках название «Пермь» впервые упоминается в 1187 г. Основная часть коми-пермяков проживает в Коми-Пермяцком национальном (автономном) округе, образованном в 1925 г. первым из всех 10 в составе РСФСР, ныне РФ. Входит в Пермский край. Окружной центр – г. Кудымкар. Коми-пермяки составляют 60 % населения округа.
Коми-пермяцкий язык относится к пермской ветви финно-угорских языков и находится в ближайшем родстве с коми-зырянским: носители этих языков в основном понимают друг друга. В XIV–XVIII вв. у коми-пермяков и коми-зырян была единая письменность, созданная миссионером Стефаном Пермским. Надписи с этим алфавитом встречаются на старинных иконах.
До начала XX в. на коми-пермяцком языке появилось лишь несколько книг учебного характера. В 1921 г. были введены тот же алфавит и система письма, что и у коми-зырян, затем (в начале 1930-х гг.) произведена латинизация алфавита, а в конце 30-х коми-пермяки перешли на русский алфавит и русскую систему письма.
Впервые о Перми Великой как об отдельном крае, пограничном с Пермью Вычегодской, говорится в «Житии Стефана Пермского» Епифания Премудрого (XIV в.). В  XV в. у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем. В 1472 г. оно было окончательно присоединено к Московскому государству. Некоторое время коми-пермяцкий князь продолжал управлять на правах московского вассала, но вскоре этим занялись русские наместники и воеводы.
Коми-пермяки – народ православный. Есть среди них и старообрядцы. Традиционные занятия – пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство, из домашних производств – прядение и ткачество, обработка дерева, гончарство. С  XVIII в. в этнокультурном развитии коми-пермяков наблюдается возрастающее влияние русскоязычной культуры.
В декоративно-прикладном искусстве коми-пермяков обращают на себя внимание традиции старинной деревянной резьбы и пластики, отразившиеся в своеобразном стиле церковной скульптуры, где очевидны следы совсем не христианского искусства. В настоящее время отмечается активизация общественности, ядром которой является этнонациональная интеллигенция, выступающая за сохранение и развитие этнонациональной культуры. В  этих целях создано общество «Югэр», которое тесно сотрудничает с Комитетом возрождения коми.

Н.Ф. Мокшин
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Литература:
Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985;
Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000;
Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002.

Профильные сайты:
www.finugor.ru;
www.finnougr.ru;
www.afunrf.ru;
www.uralistica.ning.co;
www.finnougoria.ru

Источник:
http://www.ethnomuseum.ru/imgp/275.jpg