Коми


«Зырянка. Вотячка. Вотяк. Зырянин (коми). Из альбома Г.-Т.Паули»


«Коми-зыряне из поселка Мужи»

Коми, коми морт, коми войтыр  (самоназвание), зыряне, народ в РФ численностью 307 тыс. чел. (перепись 2002 г.), в бывшем СССР – 345 тыс. (1989 г.), коренной, государствообразующий, титульный народ Республики Коми (столица – г. Сыктывкар, бывший Усть-Сысольск). Небольшое число коми проживает в низовьях Печоры и Оби, в некоторых других местах Сибири, на Карельском полуострове (в Мурманской области РФ) и в Финляндии.
Коми-зырянский язык вместе с коми-пермяцким и удмуртским относится к пермской ветви финно-угорской языковой семьи. Письменность на нем появилась во второй половине XIV в. Ее создателем был миссионер Степан Храп, первый епископ у коми (1383–1395), которых в то время русские именовали пермянами (впоследствии Степан Храп был назван Стефаном Пермским).

 


«Зырянская азбука, составленная Стефаном Пермским»

Он составил древнепермскую азбуку на основе греческого и славяно-русского алфавитов (возможно, использовав также какие-то письмена, имевшие хождение среди коми), перевел на коми-язык часть церковных книг и тем самым заложил основы литературного языка на базе нижневычегодского говора того времени. Впоследствии, при его преемниках, не знавших коми-языка, эта письменность была предана забвению. В XVII в. своеобразная коми-графика была вытеснена славяно-русской, а древний коми-литературный язык, сделавшийся к тому времени уже непонятным народу, был заменен современным коми-зырянским языком.
Диалектной основой литературного языка стал присыктывкарский говор, являющийся переходным говором между тремя самыми многочисленными (по количеству говорящих) коми-зырянскими диалектами: нижневычегодским, верхевычегодским и сысольским. На нем создавалась также бóльшая часть литературы XIX–XX столетий.
Традиционные отрасли хозяйства коми – земледелие, животноводство, в том числе оленеводство (у ижемских коми), охота, рыболовство, собирательство, ремесла (бондарное, ложкарное, рогожное и др.). Основные типы поселений: деревня и село, расположенные, как правило, по берегам рек. Традиционное жилище – двухэтажные многокомнатные дома (с конца XIX в.) на высоком подклете, обычно с односкатной тесовой крышей. Традиционная пища – растительные, мясные и рыбные продукты и блюда.
Сохранились дохристианские верования в духов леса и других объектов природы, колдовство, гадания, заговоры.
В 1989 г. были созданы республиканское общество «Коми котыр», региональные общества «Эжватас», «Изьватас» и ряд других, ставящие целью не только сохранение, но и дальнейшее развитие самобытной материальной и духовной культуры народа коми.

Н.Ф. Мокшин
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Литература:
Коми-зыряне. Этнографический справочник. Сыктывкар,1993;
Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000;
Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002;
История Коми с древнейших времен до конца ХХ века. В 2 т. Сыктывкар, 2004-2006.

Профильные сайты:
www.finugor.ru;
www.finnougr.ru;
www.finnougoria.ru;
www.afunrf.ru;
www.uralistica.ning.com

Источник:
http://www.ethnospb.ru/p4/t5/l31/index.htm
http://blog.uole-museum.ru/page/2/
http://www.culturemap.ru/?region=106&subtopic=41&id=214