Ханты

Ханты, ханти, ханда, кантэк (самоназвание), народ в РФ численностью 29 тыс. чел. (2002 г.), проживает в Северо-Западной Сибири, по среднему и нижнему течению р. Оби, на территории Ханты-Мансийского (с 1930 по 1940 гг. – Остяко-Вогульского) и Ямало-Ненецкого национальных (с 1977 г. – автономных) округов Тюменской области. До начала ХХ в. назывались остяками (от тат. уштяк – «иноплеменник»), а еще раньше – юграми.

ханты.jpg

Летние костюмы хантов

Зимние костюмы хантов

Формирование хантыйского этноса происходило на базе аборигенных (палеоазиатских) племен Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племен, пришедших из степей южной Сибири и Казахстана. Относятся к уральской расе. Хантыйский язык наряду с мансийским принадлежит к обско-угорской подгруппе, образующей вместе с венграми угорскую группу финно-угорской языковой семьи. С 1931–1932 гг. стали издаваться учебники и литература на хантыйском языке, первоначально на латинице. Но этот алфавит обособлял хантыйскую письменность от русской и тем самым создавал дополнительные трудности в школьном обучении. Поэтому еще в 1937 г. он был заменен русским алфавитом. Хантыйский алфавит включает в себя все русские буквы и ряд дополнительных знаков, передающих специфические звуки.

Процессы социальной дифференциации у хантов начались еще до их присоединения к Русскому государству. В ходе межплеменных и других столкновений (с ненцами, татарами, русскими) формировались союзы племен, так называемые княжества (Пелымское, Конда и др.), во главе с представителями родоплеменной знати («князцами» в русских источниках), которые с присоединением к России получали жалованные грамоты от царя, наделявшие их привилегиями. В то же время они обязывались собирать с соплеменников ясак в пользу царского двора.

Обдорские остяки (ханты). Из альбома Г.-Т.Паули

Оленеводство у хантов в тундре и лесотундре имеет мясо-шкурный характер, стада по 1 000 – 1 500 голов кочуют меридионально (осенью к югу, весной – к северу). Традиционные средства передвижения – лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты по суше, лодки-долбленки, дощатые лодки – по воде. Пища – рыба (вяленая, жареная, вареная, копченая, свежая, сырая и мороженая, так называемая строганина), мясо (сырое и вареное). Любимое блюдо – рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Хотя ханты были крещены, они поныне сохраняют многие прежние верования и обряды, связанные с тотемизмом, шаманизмом, культом промыслов и предков. Весьма живучим оказался культ медведя с непременно сопровождающим его медвежьим праздником.

Н.Ф. Мокшин

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Лит.: Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000; Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002; Харамзин Т. Г. Традиционное природопользование как основа развития материальной и духовной культуры обских угров. Ханты-Мансийск, 2004.

Профильные сайты www.finugor.ru; www.finnougr.ru; www.afunrf.ru; www.uralistica.ning.co; www.finnougoria.ru

Источник:

http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/157/

http://lib.rus.ec/b/189399/read#t34