Эстонцы

эстонцы.jpg

«Эстонцы. Из альбома Г.-Т.Паули»

Эстонцы, эстласед (самоназвание с середины XIX в., до того чаще маарахвас, букв. «народ своей земли»), народ, коренное население Эстонии (963 тыс.). Живут также в РФ (28 тыс. – по переписи 2002 г.), Швеции, США, Канаде (по 25 тыс.), Австралии (6 тыс.) и других странах. Общая численность – 1,1 млн. Говорят на эстонском языке прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи. Письменность возникла в XVI в. на основе латиницы. Долгое время развитие эстонского языка шло замедленно и под сильным влиянием немецкого языка – вплоть до XIX в., когда началось национальное пробуждение. В  основу эстонского литературного языка была положена народная речь Северной Эстонии, однако принимались во внимание и другие диалекты. Уже в ХХ в. эстонский язык стал полноценным культурным языком, консолидирующим всех эстонцев.
По антропологическому облику эстонцы относятся к атланто-балтийской расе. Исповедуют лютеранство. Небольшая часть (эстонцы-сету), проживающая в юго-восточной Эстонии, является православной.
В западноевропейских источниках эстонцы впервые упоминаются в начале нашей эры под именем aestii, под которым описаны не только эстонские, но и другие народы Балтии (Тацит). В дальнейшем значение термина «эсты» суживается, и с ХХ в. он применяется только к эстонцам. В русских летописях эстонцы вместе с рядом других западнофинских народов (ливами, водью, ижорцами, вепсами) именуются чудью, позже – чухонцами, и только с XVIII в. и в русском языке распространяется название «эсты, эстонцы». Как предполагают, этноним восходит к балтийским языкам (aueist –  «жители у воды»). Эстонский этнос сформировался в Восточной Прибалтике на основе смешения древнего автохтонного населения и пришлых с востока в 3-м тыс. до н. э. финно-угорских племен, позднее вобрав в себя некоторые восточнофинские, балтские, германские и славянские компоненты.

эстонцы2.jpg

«Костюм женский празничный. Эстонцы. Эстония, остров Муху. Вторая половина XIX века»

Реформация 1521 г., распространение богослужения и книгопечатания, с конца XVII в. – школьного обучения на родном языке, открытие в 1632 г. в Дерпте (современный Тарту) университета способствовали развитию эстонской культуры. Но если в прошлом она испытывала преимущественно скандинавско-финско-немецкое влияние, то с конца XIX в. развивалась в тесной связи с русской культурой, чему благоприятствовала и близость Петербурга. В 1909 г. в Тарту был основан Эстонский народный (ныне национальный) музей, ставший со временем одним из крупнейших хранилищ коллекций традиционной культуры не только эстонцев, но и всех других финно-угорских народов. Заметный вклад в развитие культуры Эстонии вносят певческие праздники, первый из которых состоялся в 1869 г.

Н.Ф. Мокшин
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Литература: Прибалтийско-финские народы. Ювяскюля, 1995; Прибалтийско-финские народы. М., 2003.
Источник иллюстрации 1: http://lib.rus.ec/b/189399/read
Источникиллюстрации2: http://www.ethnomuseum.ru/gallery1847/1367/4552_2175.htm
Профильные сайты www.finugor.ruwww.finnougr.ru; www.afunrf.ru; www.uralistica.ning.com