Причитания

Причитания – это стихотворный лирический экспромт, проникнутый грустью, тоской и глубокими раздумьями. Произведения этого жанра тесно связаны с бытом трудового народа. Они способны вызвать чувства сострадания, любви и гнева.

Причитания органически связаны со свадебным и похоронным обрядами и бытуют только в их рамках.

В свадебных причитаниях, как и во всем обряде, четко выделяются две противопоставленные друг другу группы действующих лиц (род жениха и род невесты). Все образы свадебных героев всегда наделяются неизменными качествами: невеста – грустная, печальная, тоскующая; сваха – лукавая, придирчивая, властная; жених – груб и беспощаден и т.д. Однако в зависимости от конкретных условий в причитания могут вводиться детали, дополняющие и развивающие характеристику героев.

Образ невесты – один из самых эмоциональных и драматичных образов свадебного обряда. В причитаниях характеризуется ее внутреннее состояние. Художественный образ невесты складывается из прямого выражения ее переживаний и чувств, а также через передачу ее взаимоотношений с другими лицами. Большинство других образов в причитаниях характеризуется через изображение отношений действующих лиц к предстоящему замужеству девушки. Каждый участник свадьбы в той или иной степени связан с центральным событием и проявляет себя в цепи этих событий. Характеристика основных участников свадьбы имеет вполне реальную основу и объясняется как патриархальным укладом быта дореволюционной деревни, так и традиционной поэтикой причитаний.

Кроме конкретных образов, в мордовских свадебных причитаниях часто встречаются условные поэтические образы девичества и замужества.

Девичество в причитаниях – антропоморфное существо, которому приписываются определенные поступки и действия. Оно изображается на фоне полных жизни картин природы. Олицетворенное девичество испытывает те же страдания, что и сама невеста. Замужество же резко противопоставлялось девичеству.

Поэтические образы причитаний – основное средство, при помощи которого в свадебном обряде передаются происходящие события и выражаются чувства, связанные с тем или иным обрядовым действом.

Мордовским свадебным причитаниям как поэтическому жанру присущ определенный специфический круг слов и словосочетаний (употребление глаголов в побудительной и понудительной формах, метафорические словосочетания с ярко выраженной экспрессивной окраской, многократными повторами и др.). Общий эмоциональный тон свадебных причитаний окрашен грустными интонациями, характеризующими психологические переживания невесты и других героев обрядового действа. В свадебных причитаниях используются почти все средства традиционной поэтики мордовского фольклора. Все они подчинены раскрытию главной темы свадебного обряда – лишению девушки воли и расставанию с девичеством, родным домом, с улицей и подругами.

Мордовские похоронные причитания представляют собой свободный вид народной лирики, передающей глубину человеческих переживаний.

Похоронные причитания состоят из надгробной и надмогильной частей. Причитания всегда горестны, надрывны, потому что жалобы, содержащиеся в них, связаны с оплакиванием конкретного лица.

Исполнение большей части причитаний по умершим приурочено к определенным моментам похоронного обряда. В них содержатся многочисленные социальные и бытовые мотивы. Но общая тема их одна – выражение горя и скорби по умершему человеку.

Мордовские похоронные причитания содержат в себе самые разнообразные средства традиционной поэтики фольклора: эпитеты, сравнения, символы, гиперболу и т.д.