Сказки

Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Сказкой называют и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные повествования, и замысловатые авантюрные повести, отдельные анекдоты. Характерный признак сказки в том, что она подается рассказчиком и воспринимается слушателем прежде всего как поэтический вымысел, как игра фантазии. В сказке, независимо от того, волшебная она или бытовая, вопрос о достоверности повествования не ставится.

Народная сказка – это эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Основной принцип художественного метода сказки отнюдь не отрицает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание, характер сюжетов, образов, детали повествования, язык.

Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно-фантастические сказки, бытовые сказки.

В мордовском фольклоре наиболее древними является эпос, котором животные наделены чертами людей, а мир устроен подобно человеческому обществу. Герои вступают в трудовые отношения и брачные связи между собой и с человеком как равные. Основной особенностью сказок этой группы является олицетворение главных героев – зверей, птиц. Правда, одушевленные животные и растения имеются и в чудесной сказке, но там они выступают в качестве второстепенных, вспомогательных персонажей.

Анализируя эту группу произведений, прежде всего, следует иметь ввиду, что в ее образах запечатлены характеры людей. Сказки о животных в настоящее время принято считать детскими, так как чаще всего они бытуют в детской среде. Дети воспринимают услышанное как рассказ о реальных событиях, происходивших в животном мире, взрослые – как описание нравов, характеров людей, данное в басенной, аллегорической форме, через олицетворение живых и неживых предметов.

Волшебно-фантастические сказки являются наиболее распространенными и составляют более половины всего их количества. Распространение этого вида объясняется не только его популярностью, но и тяготением к нему сказочников, которые в реалистические произведения нередко вводят мотивы и приемы волшебно-фантастической сказки, что придает им чудесный, фантастический характер и необычайную для реалистического произведения окраску.

Наиболее характерными для мордовского фольклора можно считать волшебные сказки типа «Дуболго Пичай», «Звериное молоко», «Мальчик с пальчик», «Три царства», «Вирява», «Ведява», «Варда» и др. Даже перечисление названий свидетельствует о том, что одни мордовские сказки не отличаются от сказок других народов, другие похожи на них, третьи имеют совершенно оригинальные сюжеты. Таково же и соотношение персонажей. Положительными героями бывают царевичи, сыновья купцов, крестьян или дети, рожденные от коровы, медведя или высиженные бездетными старухами из птичьих яиц. Богатыри совершают героические поступки, добывают в борьбе чудесных помощников, освобождают пленниц, томящихся в замках. Отрицательными действующими лицами мордовской волшебной сказки являются змей, Кощей, Вирява, упырь, жена-колдунья, злой царь, великан, Варда и др.

Образы Вирявы, Ведявы, Пурьгине паса, наделенные национальными особенностями, мало известны устному народному творчеству других народов. Они занимают видное место в мордовском фольклоре, оказывая большое влияние на оформление мордовской сказки в целом.

Для большей части мордовских чудесных сказок общими и традиционно устойчивыми приемами сказочного повествования выступают биографический характер повествования о судьбе главного героя, деление действующих лиц на положительных и отрицательных, на помощников и врагов главного героя, повторы, зачины, концовки, традиционные формулы обращений, советов, запретов и т.д.

Понятие «Бытовая сказка» включает в себя несколько разновидностей реалистической сказки, объединяемых бытовым сюжетом, персонажами и стилевыми особенностями. В мордовском фольклоре широкое бытование получили нравоучительные сказки о дедушке и внуке, о ленивых и жадных людях и др.

Пафос сказок, созданных мордовским народом, связан с его представлениями о счастливой и свободной жизни. Эти произведения всегда полны оптимизма, свидетельствовавшего о духовном богатстве мордвы, о вере человека в свои силы.