Заговоры

Заговоры самым тесным образом связаны с обрядовой поэзией и являются ее составной частью. Исполнение заговоров несвязанно с конкретными календарными событиями, повторяющимися из года в год. Они исполнялись от случая к случаю, главным образом при неожиданных бедствиях, идущих по представлению древней мордвы от злых духов, рассерженных богов-покровителей. Заговоры являются одним из самых древних жанров народного творчества. Мордовские заговоры весьма разнообразны, и их основой является суеверие человека родовой общины, его зависимость от сил природы. Заговорами древняя мордва стремилась влиять на божества, олицетворяющие силы природы. Впоследствии заговоры значительно расширяют свою функцию и охватывают почти все области жизни. Одни из них были связаны с сельскохозяйственным производством, другие – с семейно-бытовой жизнью (например, заговоры от разных болезней, пожара, нечистой силы, вора, врага и т.д.). В зависимости от функций заговоры получили следующие названия: кортавтомат (наговоры), сюдомат (заклятия, заклинания), шятямат или эждемат (привороты), кельмевтемат (отвороты), уфамат (обдувание), озолмат (мольбы) и т.п.

Большинство заговоров построены по принципу сопоставления. Например, Кода шись и ковось фкя-фкянь эзда аф явовихть, стане и синь (имярек) фкя-фкяда аволхть явов. (Как солце и луна друг с другом не расстаются, так и они (имярек) не расстались бы).

Сложные заговоры состоят из зачина, эпической части и «закрепки». После упоминания в зачине предмета или мифического существа идет эпическая часть, в которой обычно объясняются магические функции существа или свойства предмета или явления. Все это достигается, как правило, путем троекратного повторения, обращения к данному существу или божествам. Далее в зависимости от предназначения заговора идет или изгнание, или приворот и т.п. Заключительной частью является «закрепка», которая логически завершает заговор. Приведем пример заговора от чирея.


Посреди поля болото.

Посреди болота бочка,

На бочке панцей-трава.

Она на утренней заре цветет,

А на вечерней заре не цветет.

Сильный дождь ее поливает,

Сильная жара высушивает.

Как сильный ветер вырывает,

Гремящий гром с бочкой выбросит

Семьдесят семь ее корней,

Семьдесят семь ее ветвей,

Так и я вырву, выброшу болезнь.

Прогоню в пустой лес,

Прогоню в пустое поле,

На каменистое место,

Где люди не разговаривают,

Где петухи не поют,

Где мужики не пашут,

Где лягушки не квакают.

Семь, шесть, пять, четыре,

Три, два, один –

Высушился бы и последний чирей.


В мордовских заговорах сохранились древние, языческие элементы и не обнаруживается влияние христианства. Это подчеркивает то, что заговоры, которые дошли до сегодняшнего дня, были созданы до христианизации мордвы. В них зафиксированы анимистические представления об окружающей природе, отражающих стремление древне мордвы силой слова влиять на стихийные силы и явления. Элементы заговоров встречаются в календарных и семейных обрядах.