Ритуальные песни

Мордовская обрядовая поэзия делится на календарно-обрядовую:зимние святочные песни, колядки, таунсяи, песни в дни масленицы, великопостные песни, песни вербного воскресенья, песни осеннего цикла и семейно-обрядовую:свадебные песни (парявтнемат, плачи, причитания, величальные песни, корильные песни, диалогические приговоры, полустихотворные импровизации), похоронные причитания.

Календарно-обрядовые песни исполнялись в определенные дни во время традиционных праздников (озксов), в обрядовой поэзии они бытуют как календарно-праздничные. К песням зимнего сезона относятся песни-колядки (их пели во время колядования в Рождественский сочельник), песни-таунсяи (пелись под Новый год, когда мордва совершала праздничные моления в честь бога-покровителя свиней Таунсяя). Основная часть колядки выступает в форме монолога колядующих и реже – в форме диалога. В содержании их высказываются различные пожелания хозяевам дома, чтобы семьи жили богато, счастливо и благополучно. Заклинаются, как правило, хороший урожай, рождение мальчиков, размножение скота и доброе здоровье. По своему содержанию и форме песни-таунсяи во многом напоминают колядки. Исполняются они так же, как и колядки, почти с теми же обрядами. Разница только в припеве: вместо «каляда» произносится «тауся» или «тавунся».

В группу весенне-летних песен входят песни, посвященные призыву весны (тундонь сееремат), масленичные (ивавама морот), великопостные (вийанамат, уянамат, позярамо морот и др.), вербного воскресенья (вербама морот), песни, посвященные проводам весны. Весенние обряды и песни помогали лучше подготовиться к посеву и уходу за новым урожаем, чтобы своевременно провести посев яровых и огородных культур. В масленичных песнях (ивавань моросо) весело и радостно приветствовался приход весенней теплой погоды. Песни-ивавы отличаются магическим заклинательным характером. Для них свойственны олицетворения явлений природы. Они исполняются и в дни великого поста параллельно с песнями вийанамат и вербамат, когда весна бывала поздняя. В великий пост пелись веселые песни частушечного типа (вийанамат, повнямат, эвиямат, уянамат). По своей форме одни песни состоят из 2 – 4 строк, другие – из 5 – 8. Каждая из них начинается или заканчивается припевом. К великопостным песням относятся и песни вербного воскресенья. Их бытование было связано с особым языческим праздником, который мордва устраивала в ночь на вербное воскресенье в честь Вармавы – матери вербы (богини весеннего ветра). Перед рассветом молодежь с вербой в руках отправлялась по домам хлестать спящих вербой. Потом хлестали скотину в хлевах или на выгонах, при этом пели песни. Великопостные песни посвящены общественному и семейному быту, воспеванию труда и любви, весенней обновляющейся природы.

Обряды и песнопения осеннего периода распадаются на два вида: аграрно-общественные (в честь божеств, покровительствующих сбору урожая) и семейно-бытовые, посвященные покровителям дома, двора, гумна и т.д.

Семейно-обрядовая поэзия представлена многочисленными свадебными песнями, которые можно разделить на следующие группы: величальные, корильно-величальные (парявтнемат) и корильные.

Величальными называются песни, в которых идеализированно изображаются те или иные персонажи свадебного обряда. Величания в адрес участников свадьбы произносятся на разных ее этапах. Распространены песни с величальными мотивами, в которых в установленном порядке и в гиперболических выражениях прославляются все действующие на свадьбе лица. Самым распространенным элементом величальных песен были обращения «боярин» и «боярыня», в которых отразились представления крестьянства о хорошей жизни и материальной обеспеченности. Смысл большинства величальных песен, исполняемых на свадьбе, сводится к пожеланиям изобилия и прочной семьи, показу в идеализированном облике представителей рода жениха и невесты. Величальные песни являются своеобразным жанром обрядовой поэзии. У них свои особенности композиции, содержания, художественных средств и приемов. По композиции величальные песни представляют собой небольшую поэтическую миниатюру, включающую только портрет или внешнюю характеристику величаемого. При этом песни никогда не касались индивидуальных качеств, а выражали народный идеал. Иначе говоря они создавали типический образ. В этих песнях нет действия, а, следовательно, нет и сюжета. Основным приемом композиции является описание, которое всегда красочно и картинно. Художественный образ в величальной песне создается при помощи поэтических тропов – гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты.

В корильно-величальных песнях (парявтнемат) героя восхваляют иронически, высмеивают его. Для этого жанра характерны свои стилевые особенности: наличие сатиры и юмора, пародирование добра, красоты, манер поведения. Самый незначительный факт исполнители парявтнемат могут превратить в насмешку. В них нет тоски, горя, грусти, они наполнены юмором, иронией, их герои ставятся в самые смешные ситуации.

Большой популярностью в свадебной поэзии пользуется жанр корильных песен. В народе их называют сялгавтнемат, сялдомат, покордамот. Корильные песни, как и величальные, посвящались каждому участнику свадьбы в отдельности. Чаще всего величальные и корильные песни сопутствовали друг другу. Поводом для упрека обычно являлось требование платы, хотя от укоров не мог уйти даже щедро вознаградивший. Сюжеты корильных песен чаще всего связаны с определенным обрядовым действом: выкупом места, платой за величание, дары, угощение, подорожные и т.п. Конфликты в корильных песнях однообразны: почти всегда сталкиваются две стороны – представители рода жениха и невесты. Конфликт в песнях не имеет остроты, чаще всего завершается предложением одарить поющих. Для корильных песен характерна ироническая пародийная форма изображения героев и событий свадебного обряда.

Мордовская обрядовая песня отличается многообразием, богатством тем и форм.