Мифы

Истоки мифологии мордвы (мокши и эрзи) восходят к эпохе общности финно-угорских народов (примерно II – III тыс. до н.э.). Представления мордвы о мире, Вселенной во многом близки представлениям большинства индоевропейских и сибирских народов. Несмотря на схожесть мифологических сюжетов, в целом общемордовского единства в мифологии мокши и эрзи не существует, что объясняется особенностями их материальной и духовной культуры, наличием двух языков. Ряд вариантов зафиксирован и в мифах этнографических групп мордвы: шокши, терюхан, каратаев, существенно отличающихся друг от друга в языке, обрядах, костюме и т.д. В традиционных мифах у эрзи Верховным Богом – демиургом – является Чипаз (Бог Солнца), у мокши – Шкай, Шкабаваз (Бог Времени, Бог Солнца); у эрзи в роли демиурга позднее стал выступать сые Чипаза – Нишкепаз.

Мифы о происхождении мира, Вселенной малочисленны. В эрзянских мифологических песнях в качестве первоосновы, несущей зародыш мира, выступает океан (Иневедь). Возникновение мира ассоциировалось обычно с возникновением Земли – Мастор. Мордовская модель мира носит апокрифический характер. Согласно ей в творении мира участвовали не только Шкай, Чипаз, но и злой дух Шяйтан (у мокшан) или Идемевсь (у эрзян).

В мордовской мифологии несколько вариантов создания Земли. Наиболее архаичным является миф о нырянии на дно океана демиурга в образе утки за куском земли. Черт, повторяя действия демиурга, создает горы.

В мокшанском варианте мифа Шкай, плавая в лодке, приказывает черту в образе гоголя нырнуть за песком на дно океана. Он не желает выполнить условие Шкая и приносит песок лишь на третий раз.

В эрзянском варианте Чипаз, плывя на камне по морю-океану, создает с помощью плевка и удара жезла черта, которого заставляет нырять за песком.

Миф в мифологии мордвы, как и у других финно-угорских народов, разделен на три основные зоны: верхняя – менель (небо), средняя – мода (земля), окруженная водами океана, нижняя – подземная, мир холода и мрака. Олицетворением взаимосвязи трех миров является Келу (Береза).

Согласно мордовской картине мира, все обитающее на земле, в воде, в воздухе росло вместе с Землей. Представление о том, что она была маленького размера, весьма архаично. По одним версиям, Земля плоская, в виде ковша, чаши, вогнутой по краям; по другим – круглая, омываемая водами Мирового океана (Ине ведь).

В эрзянских мифологических песнях Земля держится на белой рыбе (белуге) или на трех рыбах: севрюге, белуге, осетре, охраняемых богиней Равы (Волги).

Представление мордвы о четырех земных углах связано, видимо, с четырьмя частями света. Основной ориентацией считалась восточная. Там восходит солнце, возрождается день; на той стороне живут Шкай, Нишкепаз. Поэтому мордва молилась, стоя на коленях, с лицом, обращенным на восток. В эту сторону раньше выходили и двери домов.

По представлениям мордвы, после сотворения Земли Шкай создает небо. Звезды сотворены им из собранных на Земле камней. Первоначально небесная сфера представлялась как часть мира, место нахождения небесных светил. На Солнце жили Чипаз и Шкай. Небо считалось сводом над землей. Вечный свет проливался на Землю через отверстие в небесном куполе. Согласно мифологическим воззрениям мордвы, душа человека после смерти улетает в светлое небо к Нишкепазу, где он определяет ее место, а тело остается черту. По более поздним представлениям, на небе живут души безвременно погибших, детей, праведников.

По мифологическим понятиям мордвы, небесный мир состоит из нескольких ярусов, один из которых из железа, другой – из камня. Когда эрзянский Бог Грома Пурьгинепаз катается на конях огненной масти, запряженных в колесницы, из-под колес и копыт вылетают искры. В случае нарушения запретов Пурьгинепаз мог наказать, убить камнями-стрелами.

Происхождение Солнца, Луны неизвестно, однако, как считала мордва, они появились после сотворения неба. Мордва выделяла также Млечный путь (Каргонь ки), созвездие Весы (Курсякст), Плеяды (Озяскеть). Солнцу, Луне, звездам совершались жертвоприношения, специальные магические действа, соблюдались определенные табу. Культ Солнца отразился во многих обрядовых ритуалах, в бытовой традиции, украшениях.

Первочеловек создается после сотворения Земли, неба, видимой природы. Мокшанские и эрзянские антропогонические мифы различны. Мокшанский Шкай «делает» его из пня 30-летнего дерева, у эрзи Чипаз творит человека из глины, в другом варианте – из земли.

У мокши Шкай вначале сотворил людей великанами, наделив их ростом в 99 аршин, продолжительностью жизни 700 – 800 лет, но они погибли при потопе. Уцелевшие люди со временем стали меньше.

В эрзянских мифологических песнях после сотворения Земли появляется Солнце, затем – Луна, третьим – первочеловек и эрзянский народ, который прожив 70 лет, расселился по 77 деревням и населил Землю.

Обычаи, порядки, божества создаются Верховным богом эрзян Нишкепазом вместе с Богом Грома Пурьгинепазом и Никулапазом (христианский святой Николай). Теогонические мифы сохранились фрагментарно и не обо всех божествах. По представлениям мордвы, божества рождаются или возникают из яйца: эрзянская мать богов Анге Патяй родилась из раздавленного Чипазом яйца. Три сестры-богини: плодородия – Норовава, ветра – Вармава, леса – Вирява, были выведены из трех яиц, снесенных Ине нармунь в гнезде на большой березе. Спецификой мордовской мифологии является преобладание женских божеств (Масторава, Модава, Вирява, Вармава). Кроме божеств дохристианская мордва выделяла духи, покровительствующие жилищу или роду (Кудава – богиня дома; Юртава (Юрхтава) – богиня рода; Пянакудава (Каштом) – богиня печи; Кардазава (Карда Сярко) – богиня хлева; Банява – богиня бани и т.д.

После сотворения мира, первочеловека люди размножались. Эрзянский Чипаз разделил их на народы, каждому дал свой язык, веру. Считалось, что на Земле 77 вер, столько же языков.

Шяйтан создает демонические, враждебные человеку силы.

Посредниками между богами и людьми считались лебеди (локсейть).

Чтобы привлечь к себе благоволение божеств, мордва приносила жертвы, о необходимости которых, якобы, боги дают знать забывчивым людям, насылая стихийные бедствия. Появились знахари, колдуны, маги (содыця ломанть), которые, якобы, могли узнавать волю богов, привлекать их благоволение, отвлекать гнев.

На добрых божеств начали воздействовать в форме моления или жертвоприношения, чтобы расположить их к себе; на злых – в форме заклинания, чтобы заставить их подчиниться. Традиционные моления, частью которых являлось жертвоприношение, совершались в определенное время и посвящались определенным божествам-покровителям. В избрании на жертвенную смерть мордва видела проявление неизбежности, почетный долг перед обществом.

В представлениях мордвы, нижняя зона – мир усопших, позднее – место для душ грешников. Понятие о потустороннем мире первоначально было нечетким. Мордва не различала ада и рая (эти понятия пришли позднее, с принятием христианства). Верили в единый загробный мир, где обитают предки, который мог находиться и на небе, и нВ подземном царстве и где-то там, далеко. По верованиям мордвы, покойники на том свете ведут такую же жизнь, что и на земле. В связи с этим во время похорон в могилу клали предметы домашней утвари, орудия труда, украшения и т.д.

В мордовской мифологии огромное внимание уделялось культу предков. Однако отношение к умершим до сих пор двойственное: с одной стороны, боязнь, стремление поскорее избавиться от них, с другой – почитание (устраивались поминальные дни).

По воззрениям мордвы, мир существовал в условиях двоичных противопоставлений, борьбы добра и зла. В свадебных и похоронных обрядах ярко отражено противопоставление чет-нечет, в быту твердо утвердилась вера в благоприятные и неблагоприятные дни, время суток, счастливые и несчастливые числа. В мифологии четко разграничиваются понятия «правый» и «левый». Правая сторона ассоциировалась с жизнью, левая – со смертью. Противопоставлялись также огонь – вода, небо – земля.

До сих пор сохранились культы воды, огня, дерева. С водой связаны очистительные обряды (обливание водой на праздник Ивана Купалы, купание на Крещение, набор «святой» воды на Крещение и т.д.). С культом огня связаны обрядовые костры, разжигаемые не только на Рождество, Новый год, но и во время некоторых молений, в обрядах. Объектом поклонения мордвы были священные деревья (липа, дуб, береза). По народным представлениям они обладали чудесным качеством отвращать гнев раздраженных богов, а также мифическим свойством оберега, повышения плодородия.

Как и у других финно-угорских народов, наиболее значительные праздники и обряды мордвы были связаны с важнейшими датами сельскохозяйственного года – началом полевых работ, первым выгоном скота, началом и концом уборки урожая. Кроме регулярных проводились случайные обряды (при засухах, пожарах и т.д.).

Таковы в общих чертах представления мордвы о традиционной картине мира, основные особенности ее мировосприятия и религиозных воззрений.