Мифические песни

Значительное место в мордовской устной поэзии занимают песни мифологического содержания – песни-мифы.

Из числа эпических песен мордовского народа древнейшими являются песни-мифы о мироздании, повествующие об образовании Земли. Первоначальное возникновение суши, воды и света связывается в них с образами трех рыб-сестер (или трех рыб-братьев). Представления о рыбах, призванных творить природу, мир, связаны, по всей вероятности, с тотемистическими воззрениями и могли зародиться тогда, когда рыболовство и охота играли исключительно важную роль в жизни первобытных племен.

Тотемистические взгляды отразились, очевидно, в эпических песнях о девушке Катюше, которая живет с медведем в его берлоге и родит детей-медвежат. Интересно, что в этих же песнях обнаруживаются и явные противототемистические тенденции. Родные осуждают девушку, братья убивают ее детей-медвежат и т.д.

В мордовском сказочно-мифологическом эпосе весьма широко распространены песни, повествующие также о земной девушке (Литове, Азравке, Элюве и т. д.), становящейся женою сына Громовика – Молнии.

Песни эти, претерпевшие многократные трансформации и отлившиеся в целые циклы, представляют собой большую историко-этнографическую и нравственно-эстетическую ценность. В них с большой художественной силой выражен протест женщин против патриархальных семейных отношений. Девушка на небе, в семье Громовика, вынуждена скрывать свои переживания и слезы.

Громовик в песнях рисуется как типичный глава патриархальной семьи. В его подчинении находится не только покровительница ветра и сноха Литова, но и сын Молнии.

В пользу того, что эти песни отражают эпоху патриархата, говорит не только подчинение членов семьи главе – мужчине, но и то, что Громовик во многих песнях о девушке, становящейся женой Молнии, силою поднимает приглянувшуюся ему девушку на небо, то есть по существу крадет ее.

Переход к земледелию (VIII – IX) отразился в знаменитых песнях мифах «Соколт-ракшат» (Сокол и конь»), в которых земледелие символизируется в образе коня, одержавшего в соревнованиях полную победу над соколом. Эти песни свидетельствуют и о высоких идеалах трудового народа – творца эпоса.

В разделе песен мифологического характера обращает также на себя внимание, например, произведение «Мастор чачнесь» («Земля зародилась»), в котором воплощена идея о том, что земля-матушка красива не столько своими лесами и цветущими лугами, сколько людьми, их созидательным трудом.

Идея прославления труда и трудолюбия получила свое яркое воплощение в цикле песен, повествующих о девушке, которая самозабвенно трудится в поле. Героиня отправляется искать достойного себе жениха, ее выбор падает на парня, занимающегося не охотой, не рыбной ловлей, а хлебопашеством. В других песнях дочь царя Тюшти отправляется искать идеального жениха-хлебопашца.

На почве развития аграрных отношений возникли и те оригинальные произведения, в которых поется о споре олицетворенного хмеля и хлеба. Симпатии народных певцов на стороне хранительницы урожая Норов авы, которая, законно гордясь своими преимуществами, упрекает Хмеля за его праздность, безделье, нескромность.

Трудолюбие мордвы и осуждение бездельников отображены во многих песнях, получивших название «Пир богов». В них боги и святые показаны праздными. Во время весенне-полевых работ они устраивают угощения и пиры.

Идея осуждения богов получила классическое художественное воплощение в песнях, в которых высшее божество Нишке делит счастье: богатым – плошкой, бедным – ложкой, сиротам – кончиком ложки.

Мордовские мифические песни повествуют о тайнах мироздания, явлениях природы, богах и легендарных героях.