Лирические песни

Лирические песни занимали и занимают в мордовском фольклоре особое место. Созданные в прошлом, они до сих пор отвечают практическим и эстетическим потребностям народа.

Возникнув в эпоху родового строя, лирика складывалась разными путями. Ее характеризует глубина содержания, разнообразие тематики, многостильность, взаимодействие как с обрядовой песней, так и с эпосом.

Мордовская поэзия творилась, хранилась и исполнялась в основном женщинами. В песнях мордвы нашла отражение жизнь мордвина-землепашца, труженика. Однако основное внимание в лирике уделено судьбе и доле мордовской женщины, ее горю, радостям и надеждам. Эти темы придают поэзии мордвы искренность, непосредственность в выражении чувств и проявлении различных эмоций. В центре лирических произведений находятся герои со своими переживаниями и волнениями.

Таким образом, мордовская народная лирика – это особая художественная форма отражения действительности, выражающая эстетическое восприятие внутреннего мира и внешнего облика человека, его эмоциональное отношение к жизни. Мордовская лирическая песня возникла на национальной основе, однако на обогащение лирического репертуара заметное влияние оказало и ее взаимодействие с русской песенной культурой. Сложившись на основе разных стилей, необрядовая лирика сочетает в себе кроме лирических эпические и драматические элементы.

Исходя их идейно-тематического принципа мордовские лирические песни делятся на следующие группы: о создании мироздания и труде, молодежи и любви, семейной жизни, бурлаках, рекрутчине и солдатчине, разбойниках, переселенцах и отходничестве и песни социального протеста.

В мордовском песенном репертуаре изображение внешнего мира, его отдельных объектов, пейзаж, образы родной природы играют большую роль и используются очень широко. Оно служит не только иллюстрацией к событию или его фоном, но и активным действующим лицом в раскрытии сюжета. Картины природы связаны с жизнью героев, их волнениями и тревогами. Среди песен, изображающих мир, природу, можно выделить циклы произведений о животных, растениях, родных местах.

В мордовских народных песнях образно представлена вся жизнь народа, отражены его мечты и повседневный труд, нравы и обычаи. Так в песне «Вири молян – пиче керан» («В лес пойду – сосну срублю») подробно и с большой любовью описан весь процесс изготовления мордовской национальной рубашки. Вначале героиня идет в лес, рубит деревья, очищает под пашню землю, затем эту пашню распахивает и сеет лен, который на новом месте родится.

В лирических песнях прославляется основа жизни человека – труд, отношение к труду, которое определяет нравственный идеал мордовского народа. Такие произведения исполнялись в молодежной среде во время плясок, хороводов.

Мордовская песня о любви создавалась как протест против социального и духовного порабощения в условиях патриархальной семьи. Часто эти произведения несли печать неудовлетворенного или оскорбленного чувств. В песнях «Еремкань Аннась» («Еремкина Анна»), «Шивець Федясь» («Портной Федя»), например, любовь воспета как сильное чувство, не находящее удовлетворения в обстановке пошлой действительности.

Трагическое единство составляет тема любви и смерти. Чтобы не жить с постылым мужем (стариком или подростком), героиня мордовских песен думает о смерти, а иногда и умирает за свои идеалы. Эти песни звучат как гимны, посвященные любви, которая рисуется в песнях страстной, не признающей преград.

Во многих песнях девушки, надеясь встретиться с парнем, мечтают превратиться в злаки, траву, деревья, птиц. Земные радости и любовные чувства молодых людей в мордовской поэзии передавались не открыто, а зашифровано, дабы не разгневать дедов, не осквернить их обычаи. Любовь в песнях изображается то через сны, то через сравнение с птицами, зверями и растениями, тоскующими по домашнему очагу («Шяйгуцьката» – «Цапля»).

Иногда песни этой тематики похожи на загадки, иногда это лирический монолог, напоминающий свадебные причитания невесты. Иные из них целиком посвящены описаниям Катрин природы. Они представляют собой развернутую метафору, в которой пейзаж и переживания героини слиты воедино («Хоть и шачень удалань» – «Хоть и уродилась-удалась»).

Вера в силу любви, оптимизм характерны для многих песен. Образы влюбленных представляются в песнях идеализированно: воспеваются их духовные и физические качества, внешний облик, трудолюбие и т.д. Среди песен о любви есть радостные, веселые, шуточные и грустные.

Большой пласт в мордовском фольклоре составляют семейные песни, повествующие о невыносимом положении женщины в замужестве. Их довольно трудно отграничить от песен о любви и отношениях молодежи. Девушка еще в молодости начинает мечтать о счастливом замужестве, о семье.

Тема тяжелой безрадостной жизни женщины проходит через всю семейно-бытовую лирику. Женщина в песнях постоянно жалуется на свою долю, неизменно упрекает родителей за то, что ее выдали замуж за старика, разбойника или ребенка. Вместе с тем мордовская песня носила и оптимистический характер, воспевала любящих супругов и счастливые браки.

Песни построены в основном в вопросно-ответной форме. Они психологичны и эмоциональны.

По своему бытованию и характеру к лирическим песням близки и песни о рекрутчине и солдатчине. Их тематика концентрируется на событиях, связанных с горьким прощанием рекрута с вольной жизнью, родным селом, улицей, домом, родителями, невестой.

Песни о рекрутчине остросоциальные. В них рассказывается, что богачи вместо своих сыновей обманом, подкупом, подлостью, силой отправляют на службу сирот, бедняков и единственных кормильцев в семье.

Герои этих песен не борются, не защищаются от врагов, не проявляют героизма и храбрости. В песнях о солдатчине нет ни батальных действий, ни кровавых битв. Они лишь отражают настроение солдат или их родных, показывают их думы и страдания, связанные с последствиями солдатчины. Чувства героев, вызванные гибелью мужа, сына и отца на войне, связаны с окружающим миром, детализированы, эмоциональны и психологически точны.

В песенной лирике мордовского народа имеются песни о разбойниках. Основное внимание в них уделяется не образу разбойника, а его поступкам. Он выступает злым и жадным человеком, преследующим низменные цели. Все произведения этого цикла строятся на остросоциальных конфликтах, противопоставлении образов богатых угнетателей и бедных тружеников.

С песнями о женской доле перекликаются песни об отходничестве и переселении мордовских крестьян на чужбину в поисках работы и свободной земли. Наиболее распространенной темой этих песен является обнищание деревни. Песни проникнуты ненавистью к крепостничеству, эксплуататорам, рассказывают о лишениях крестьян. Основными мотивами песен о переселении о об отходничестве является образ чужой неведомой земли, где оторвавшегося от дома мордвина ждали разные несчастья и беды. Эпизод ухода крестьян, их сборы в дорогу описаны в песнях реалистично, ярко. Далекие страны и заморские земли изображаются, как правило, идеализированно – богатыми и цветущими. Но такие земли героям песен в большинстве случаев найти не удается. Судьба большинства переселенцев заканчивалась печально, вдали от родных мест они гибли. Лишь немногое возвращались под родной кров.

Характерная черта мордовской лирики – ее острая социальность. В песнях о молодежи и любви, например, девушка отказывается выйти замуж за богатого, потому что предчувствует безрадостную жизнь в семье будущего мужа; в песнях о разбойниках крестьянина грабит богач, чтобы еще больше увеличить свое богатство. Социальные и бытовые темы в этих произведениях тесно переплетаются. Через реальные человеческие судьбы, через изображение трагедии отдельной семьи или целого села в них показывается борьба народа за свои идеалы и счастье.

Современная народная лирика мордвы состоит из продолжающих бытовать старых песен и вариантов, возникших в более поздние времена, а также из новых образцов.

Художественная форма песни зависит как от условий бытования и исполнения, так и от идейно-тематического содержания. Каждая песня имеет оригинальное художественное воплощение, индивидуальные образы, однако песенным группам присущи и общие художественные признаки, и черты композиционного построения.

Мордовская песенная лирика чрезвычайно богата художественными средствами выразительности и поэтическими приемами, употребление которых придает лучшим ее образцам неповторимый национальный колорит.