Колыбельные песни

Колыбельные песни мордовского народа (нурсема морот и нюряфнема морот) по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами. Их поэтические образы доступны ребенку. В традиционных текстах мордовских колыбельных песен поется о птицах (сороке и вороне), о животных (кошке, коровушке), о предметах домашнего обихода. Но излюбленные у мордовского народа образы сороки и вороны не связаны с призывами сна. Видимо, функцию колыбельных песен такие тексты приобрели в самое недавнее время, так как они лишены традиционных рефренов, зачинов, концовок. Эти песенки знакомя ребенка с внешностью, повадками птиц и животных. В них также звучит и нравоучение («Бабанть ульнесь тпругазо» – «Была у бабушки коровушка», «Кзр, кзр, катоня» – «Мур, мур, кисонька»).

Большинство мордовских колыбельных песен построено как обращение к ребенку. В них поется о будущем ребенка, о занятиях родителей, о заботах, обременяющих женщину. В этих песнях женщина-мордовка высказывала свои мечты увидеть сына сильным и ловким в любой работе, а дочь – проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству.

Женщина, живущая в нужде, чаще всего, со всеми своими горестями обращалась к ребенку. Со временем из колыбельных песен исчезли слова, говорящие о нужде и заботах. Над колыбелью ребенка в наши дни поются нежные, полные ласки песни.

Нередко колыбельными становятся песенки из сказок. Прозаический текст или совсем забывается, или еще продолжает бытовать, а песня обретает самостоятельность, изменив первоначальную функцию.

Отшлифованные временем колыбельные песни знакомят ребенка с красотой родного языка. Их высокохудожественные тексты имеют неповторимую эмоциональную окраску, которая достигается путем умелого использования народом различных художественных приемов и средств. Мордовские колыбельные песни представляют собой прекрасные образцы устного народного творчества. В них оживает каждая строчка. Особенно удачно подбираются сравнения, эпитеты, которые играют особую роль в создании ярких и красочных образов, особенно привлекательных для детей. Любовь матери к ребенку выражается обычно с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Все окружающие предметы и животные называются обычно ласково, в уменьшительной форме.

Как правило, стихи в мордовских колыбельных песнях рифмованные. Для них характерна смежная и многократная рифмовка.

Мордовские колыбельные песни отличаются своеобразием и в композиционном отношении. Во всех текстах, за редким исключением, имеется традиционный зачин, периодически повторяемый в качестве рефрена. Слова зачина могут и замыкать тексты. Колыбельные могут строиться как монолог матери, обращенный к ребенку, различным животным, птицам.

Ухаживая за ребенком, взрослые, как правило, сопровождают свои действия различными словами. Наряду с колыбельными песнями, вызывающие и малыша желание заснуть, в мордовском детском фольклоре заметное место занимают пестушки, потешки, прибаутки.