Хантыйский фольклор

Хантыйский фольклор.JPG 

Профессиональная фольклористика ханты – явление сравнительно молодое начавшее складываться в самостоятельную отрасль научных знаний лишь с середины 50-х гг. ХХ в., когда в печати стали публиковаться первые обобщенные исследования по истории хантыйской народности (ее численность составляет около 22, 5 тыс. человек.). Исторически ханты подразделяются на три основные группы: южную, северную и восточную. Эти крупные группы делятся на более мелкие локальные, проживающие на участках бассейнов рек Оби, Иртыша и их притоков.

Хронологические рамки изучения хантыйского фольклора охватывают период, начиная с первых записей его образцов с 40-х гг. ХIX в. по конец ХХ в.

Жанровый состав хантыйского делятся на следующие типы: 1) эпическая поэзия (былины и героические сказания); 2) мифологическая и космогоническая поэзия (гимны, мифологические и космогонические саги); 3) медвежьи песни; 4) сказки; 5) лирическая поэзия (песни); 6) загадки. В хантыйском фольклоре особое значение имеют первые три вида, относящимся к «наиболее древним временам» и «наиболее четко» представляющим мировоззрение народа.

Первые собиратели хантыйского фольклора – М. Кастрен («Путешествия по Лапландии, Северной России и Сибири (1838 – 1844, 185 – 1849». – М. 1860), С.К. Патканов («Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям». – СПб, 1891), Г.Н. Потанин («Сказка с двенадцатью персонажами. Двенадцать учеников» // ЭО. – 1903.– № 1. – С. 10 – 11) и др.

Современная хантыйская фольклористика представлена исследованиями Т.В. Волдиной («Хантыйский фольклор: история изучения» – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002), П. Домокоша («Формирование литератур малых уральских народов. – Йошкар-Ола, 1993), Т.А. Молданова («Медвежьи игрища на Сюньюгане. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000 и др.

Иллюстрация взята с сайта www.admhmao.ru

Назад