Бесермяне

БЕСЕРМЯНЕ, бесерман (самоназвание), народ, проживающий в бассейне Чепцы (приток Вятки) в пределах Балезинского, Глазовского, Юкаменского, Ярского районов Удмуртской Республики, а также в сопредельных районах Кировской области Российской Федерации. Язык бесермян – наречие удмуртского языка. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., их численность – 3 тыс. чел. По переписи 1926 г., она составляла 10 тыс. чел., а в последующих переписях не фиксировалась, ибо бесермяне включались в этноструктуру удмуртского этноса то в качестве этнографической группы, то в виде субэтноса наряду с северными удмуртами (ватка) и южными (калмез).

В русских письменных источниках XV-XVII вв. они называются «чепецкие чуваши». Покрой одежды, вышивки и головные уборы бесермян также очень напоминают чувашские. В июне 1992 г. Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа», согласно которому бесермяне обрели статус самостоятельного этноса.
Как полагает известный удмуртский этнограф В. Е. Владыкин, в формировании бесермян, очевидно, существенную роль сыграл религиозный фактор. В Волжской Болгарии часть южноудмуртского населения приняла ислам н стала осознавать себя как нечто отличное от собственно удмуртов, получив название «бесермяне» (возможно, восходящее к «мусульмане»). Для религиозных воззрений бесермян и поныне характерен сложный симбиоз традиционных верований и обрядов с мусульманством и православием, принятым в XVIII в. Будучи формально православными, бесермяне считали необходимым присутствие муллы на похоронах; после первого выгона скота в поле мулле относили муку (крупу); вплоть до начала XX в. в пищу не позволялось, согласно мусульманским традициям, употреблять свинину, предпочтение отдавалось конине и мясу птицы. По сегодняшний день бесермяне  не включают свинину в обрядовую пищу.
В постсоветское время наблюдается рост этнического самосознания бесермян, чему способствует и «Общество бесермянского народа». Цель общества – возрождение их в качестве самостоятельного этноса, развитие его самобытной культуры, создание национального исторического центра в г. Глазове.
Н.Ф.Мокшин

Ссылка на ресурс из хранилища:
Мокшин, Николай Федорович. Финно-угорские народы

Ссылка на информацию на профильные сайты
по теме «Бесермяне» http://istphil.udmedu.ru/arch/beserm/beser.htm

Ссылки на иллюстрации или взятый из открытых источников текст.
Литература: Мокшин, Николай Федорович. Финно-угорские народы : рассказы о большой семье уральских народов - финно-угров и самодийцев / Мокшин, Николай Федорович, Мокшина, Елена Николаевна, Сушкова, Юлия Николаевна. - Саранск : Фонд "Открытая Мордовия", 2009. - 48 с. : ил.

Иллюстрации:
http://www.culturemap.ru/?region=133&page=28
http://www.finland.russian-club.net/category_406.html
http://istphil.udmedu.ru/arch/beserm/beser.htm

Возврат к списку