Орнамент коми

Для народного искусства коми наиболее характерной формой декорирования был орнамент. Исследователи отмечают близость геометрических мотивов коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). В зависимости от сложности мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:
– орнамент из простых геометрических форм: точки, квадраты, прямоугольники, ромбы, крестики, диагональные линии, треугольники;
 – орнамент в поперечную и продольную полоску, из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов (характерен для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики).


 Текстильный орнамент

 Диагонально-геометрические орнаменты содержат несколько основных композиций: а) так называемые семеричные бордюры (прерывные и непрерывные); б) сетчатые узоры; в) узоры асимметричного строения (путанка); г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.


 Текстильный орнамент

Большинство вариантов диагонально-геометрического орнамента развилось на территории коми из знаков собственности – пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми.


 Текстильный орнамент

Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.
Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Самая распространенная у коми набойка – синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов. Более сложная набойка изготовлялась с использованием нескольких набивочных досок и красок различных цветов: на одном отрезе ткани набивалось несколько разных по мотивам и цвету орнаментальных полос.
Растительный орнамент получил распространение на территории коми в конце XIX – нач. XX вв. вместе с техникой кружевоплетения и изготовления набивочных тканей под влиянием русской культуры.
Выделяются несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся: с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь – зубья пилы, перна – крест), с представителями животного мира (сюр сер – рог, кoр сюр – олений рог, вoв юр – лошадиная голова, мое син – коровий глаз, черань – паук), с различными растениями (коз сер – елочный узор, дзоридз – цветок, пыш тусь – конопляное зернышко) и некоторыми другими группами.

И. В. Хомякова