Удмуртская музыка

В течение длительного исторического периода удмуртская музыка развивалась в рамках устного народного творчества. Песенное искусство ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмической структуре сближают его с музыкой коми. Тематика народных песен определяется датами народного календаря (посевные, сенокосные, жатвенные, молотьбы, обработки льна, беления холстов, сбора ягод и грибов, проводов осени). В семейном цикле большое место занимают свадебные и поминальные песни, песни встреч и проводов гостей, а также плясовые.


Народный фольклорный ансанбль "Зарни шеп"
с. Малая Пурга (Пичи Пурга черко гурт)

Работа по собиранию и изучению удмуртского музыкального фольклора началась после 1917 г. Инициатором первых публикаций выступил известный поэт, фольклорист и исполнитель национальных песен К. Чайников (Кузебай Гердт). Большой вклад в развитие удмуртской музыкальной культуры внесли M. Романов, Е. Молоткова, М. Курочкин. На основе собственных записей они составили первые сборники удмуртских народных песен.
В 30-е гг. XX в. появляются первые образцы профессионального музыкального творчества: массовые песни Д. Васильева-Буглая, Н. Греховодова, М. Коробова и музыка к спектаклям Н. Голубева «Иго содрогается» и «Италмас»; Н. Греховодова «Камит Усманов». Организуется концертная жизнь. Создаются хор Удмуртского радио (1932), удмуртский оперный театр (1934).
В 40-50-е гг. массовые песни пишут Г. Корепанов, Г. Корепанов-Камский, Н. Шкляев, Г. Матвеев, Г. Шаклеин. К этому же периоду относятся первые крупные хоровые сочинения Г. Корепанова. Большим событием в театральном искусстве явилось создание и постановка первой удмуртской музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба») Н. Греховодова.


Народный фольклорный ансанбль "Марзан"
д. Подшивалово (Дэри ёрос)

В 60-70-е гг. появляются крупные музыкально-сценические произведения, среди которых оперы «Наталь» Г. А. Корепанова, «Россиянка» Г. М. Корепанова-Камского, «Надежда» Л. Васильева, балеты «Италмас», «Чипчирган» Г. М. Корепанова-Камского, оперетты «Любушка», «Когда поют соловьи» Г. М. Корепанова-Камского.
В 1983 г. выходит в свет книга А. Голубковой «Музыкальная культура Советской Удмуртии» – первая обширная монография, посвященная истории удмуртской профессиональной музыки, а в 1986 – исследование Р. Чураковой «Удмуртские свадебные песни» – наиболее полный свод одной из древнейших жанровых разновидностей удмуртского фольклора с подробным исследованием их особенностей. Линию углубленного изучения удмуртского народно-песенного творчества продолжили музыковеды следующего поколения – И. Нуриева и М. Ходырева.

Л.В. Кинякина
Источники:
Иллюстрации: http://udm-music.izhnet.ru