Марийская музыка

Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня. В основе своей она одноголосна. В силу историко-географических условий народные песни делятся на 3 основные группы: горную, луговую и восточную. Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д.


Народный фольклорный ансамбль «Савак кундем»

После Октябрьской революции 1917 г. развернулась большая работа по собиранию и изучению марийского музыкального фольклора. Были выпущены сборники народных песен В. Васильева, И. Палантая, Я. Эшпая, К. Смирнова, А. Сидушкиной.
В Йошкар-Оле создаются техникум искусств (1931), Хоровая капелла (1933), Ансамбль песни и пляски (1939), Хор радиокомитета (1944).
Основоположник марийской профессиональной музыки И. С. Палантай (Ключников) – автор многочисленных вокальных произведений и обработок марийских народных песен - впервые утвердил в музыке мари 4-голосное хоровое пение. Большое внимание хоровому творчеству уделяли А. Искандаров и Н. Сидушкин. Я. А. Эшпай создал первые инструментальные произведения (сюита для квартета деревянных духовых инструментов; сюиты для симфонического оркестра), широко использовав фольклор народов Поволжья. Инструментальная музыка получила развитие в творчестве Л. Сахарова, К. Гейста. Видный представитель марийской музыкальной культуры – А. Луппов, автор первого марийского балета «Лесная легенда», симфонической и камерной музыки. Первую марийскую оперу «Акпатыр» написал Э. Н. Сапаев. С конца 60-х гг. XX в. выдвинулись композиторы: И. Молотов, B. Куприянов, В. Данилов.

Л.В. Кинякина

Народный фольклорный ансамбль «Савак кундем»

Источники:
Иллюстрации: http://www.marisong.ru