Карельская музыка

Богатая и многообразная карельская народная песенная культура формировалась и развивалась в разностороннем общении карелов с народами, населявшими соседние территории. В карельских лирических песнях обнаруживается родство с русской протяжной песней. Одной из старейших разновидностей народной песенной карело-финской культуры являются эпические песни – руны, имеющие диапазон квинты или кварты и состоящие из двух периодически повторяющихся диатонических попевок, с размерами 3/4, 5/4. Исполнение рун в Карелии преимущественно одноголосное (соло или диалог рунопевцев), иногда оно сопровождалось игрой на кантеле – национальном щипковом инструменте.

Ансамбль народной музыки "Kantele Street". Руководитель Валерия Кокка

Собирание и изучение музыкальной культуры карелов началось в первой половине ХIХ в. записями напевов рун. В 1835 г. Э. Лённрот осуществил первое издание «Калевалы» – собрание текстов эпических рун, записанных на территории Карелии.

Систематическое собирание и изучение музыкального фольклора карелов начато в 30-х годах ХХ в. В. Гудковым, Н. Леви, С. Магид, Л. Кершнер, С. Кондратьевой, Т. Коски, Т. Краснопольской и др.

Профессиональное музыкальное искусство возникло в первой половине ХХ в. В 1918 г. был организован малый симфонический оркестр (рук. Н. Солнышков, затем Н. Кусевицкий). Тогда же в Петрозаводске были созданы музыкальная школа, академический хор, духовой оркестр, оркестр народных инструментов; в 1933 г. – большой симфонический оркестр (дирижёр Л. Теплицкий), в 1936 г. – ансамбль песни и танца Карельской АССР «Кантеле» (рук. В. Гудков), в 1937 г. – Союз композиторов Карельской АССР, в 1938 г. – Петрозаводское музыкальное училище, в 1939 г. – Карельская филармония.

Обработки народных песен создавали Л. Йоусинен, К. Раутио, Л. Теплицкий, Р. Пергамент. На материале карельского музыкального фольклора построены произведения «Карельская свадьба» Раутио; «Сюита на карельские темы», «Поморская рапсодия», «Финские танцы» Теплицкого; «Песни Заонежья», Фантазия для фортепиано и струнного квартета, «Вепсская рапсодия» для симфонического оркестра, пьесы для трио кантеле Пергамента; «Вариации на финскую тему», «Детская сюита» Синисало и др.

В 1960-е гг. начинает свой путь новая группа композиторов. Симфонические и камерные произведения создают С. Леончик, Э. Патлаенко, Г. Вавилов. Работы по истории музыки созданы музыковедом Г. Лапчинским.

Л.В. Кинякина

Источники:

Иллюстрации: www.gov.karelia.ru