Танец Марий Эл

Танцевальная культура марийцев взаимосвязана с локальными этнографическими группами – луговые, горные и восточные мари имеют общие национальные корни.


Народный детский хореографический ансамбль “Юный зиловец”

Танцы луговых марийцев массовые, круговые построены на шагах и мелких выстукиваниях («дробях»). В танцах-шествиях линейного содержания присутствуют поклоны, кружения на месте. Имитация бегущего всадника с саблей и скачек на лошадях - более поздний вариант культурной традиции. Горные мари танцуют в тюркско-славянской манере, где чувствуется влияние татарской, чувашской и русской культур. Особенно это проявляется в мужских танцах с их резкими хлопками в ладоши, движениями рук с хлыстом, мелкими выстукиваниями – переборами ног («тывырдык»), наклонами корпуса, множеством присядок и других распространенных коленцев [1]. Танцы восточных мари испытали большое влияние татарской, удмуртской, башкирской культур. В танцах под скрипку и барабан мужчины сильно «дробят» ногами, резко размахивают руками. Женщины связывают два платка, концы держат в руках, перекидывают их через спину, прищелкивая пальцами, как бы плывут, исполняя танцевальный ход с ковшом на голове [2]. В танцевальной традиции марийцев широко распространены парные танцы в форме перепляса (женщина с женщиной и мужчина с мужчиной), а также смешанные пляски лирического характера, напоминающие любовные игры птиц. Чувства партнеров в танцах-ухаживаниях выражаются через покачивания корпусом, мягкие волнообразные движения рук у женщин, чуть слышное пристукивание каблуков у мужчин, где основные движения ног – «ёлочка», «гармошка», мелкие выстукивания с характерными ударами-притопами.

А.Г. Бурнаев

 
Литература:
1. Мурашко М. П. Танцы марийского края / М. П. Мурашко. – Йошкар-Ола : Марийск. кн. изд-во, 1995. – 296 с.
2. Мурашко М. П. Танцы Марий Эл / М. П. Мурашко. – Йошкар-Ола : Марийск. кн. изд-во, 1981. – 264 с.

Иллюстрации:
www.yung-zilovets.ru