Танец Коми

Финно-угорская группа народов Урала богата танцевальной культурой коми-зырян, где сохранились массовые пляски-игры, танцы-шествия, кадрили, парные и сольные пляски с закрепленной пластикой движений, где присутствуют хлопки в ладоши, топот ног,  кружение на месте.


Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени В. Морозова «Асъя кыа» («Утренняя заря»)

Коми не водят хороводы, они играют поочередными кругами, разыгрывая содержание большого карагода, вовлекая всех присутствующих в круг пляшущих. В женских танцах коми-зырян не существует открытого проявления чувств через резкие широкие движения рук, присущие мужчинам. Главная особенность женского танцевального фольклора коми - ограничение пластики движений. У женщин обязательный атрибут - белый платочек в руке. В женском танце отсутствуют дробные и топающие шаги, что само по себе крайне редко встречается в мужской коми-народной хореографии. При внешней строгости, сдержанности в них присутствуют тонкий подтекст, множество вариантов наборных фигур, поклоны-приглашения, где движения рук - мягкие, плавные, даже грациозные. Камерность звучания национального смычкового инструмента «Сигудок» породила оригинальную манеру коми танца на месте, без обуви, в шерстяных чулках и на полупальцах («носочках») [1]. Танцы коми состоят из поворотов, припаданий, подпрыгиваний и «трясушек».

А.Г. Бурнаев


Литература:
1. Скляр И. Г. Коми народные танцы / И. Г. Скляр, П. И. Чисталев. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1990. – 151 с.

Иллюстрации:
www.assya-kya.ru/