Танец Ханты-мансийского АО

Из всех финно-угорских народов Севера можно выделить танцевальную культуру обских народов. Танцы обских народов под бубен и варган принадлежат к самой архаичной хореографической культуре, связаны не только с бытовым укладом народа, верой в богов и идолов, но и с мистическими представлениями (движениями звезд, Солнца, Луны), с изобразительно подражательной темой животных, птиц, зверей (оленя, журавля, утки, гагары, совы, лося, лисы, зайца, медведя и т. д.).


Государственный театр обско-угорских народов “Солнце”

Танцы обских угров подразделяются на «обрядовые» (танцы в обряде), которые имеют ярко выраженный сюжет и менее подвержены импровизации, а также игровые импровизированные танцы-пантомимы, наполненные своеобразной пластикой, подражательным характером, т.е. инсценировкой: «Охота на белку», «Охота на лису», «Охота на медведя» [1].


Государственный театр обско-угорских народов “Солнце”

Традиционные танцы народов Севера, как правило, начинают женщины после очистительного ритуала, связанного с обрядовым действием – «прощанием с медведем» [2]. Мужчины, заняты игрой, единоборством, бросанием лассо, скачкою с луками, палками показывают свою силу, выносливость, ловкость и меткость. Праздник медведя всегда заканчивается танцами семи тетеревов – «jatri» (манси), «kuk-kurak» (ханты); семи уток-широконосок – «tox-tox», (манси), «lox-al» (ханты); семи оводов – «palum» (манси), «piram» (ханты) и др. [3]. Танец манси имеет общие корни с танцевальной традицией хантов, они тесно взаимодействуют с пластической культурой ненцев и других народов Севера.

А.Г. Бурнаев


Литература:
1. Жорницкая М. Я. Народные танцы Якутии / М. Я. Жорницкая. – М. : Наука, 1966. – 168 с.
2. Нилов В. Н. Северный танец: традиции и современность / В. Н. Нилов. – М. : «Северные просторы», 2001.  – 104 с.
3. Нилов В. Н. Хореография коренных малочисленных народов Севера России : учеб. пособие. – М. : МГУКИ, 2004. – 346 с.

Иллюстрации:
www.toun.ru