Танец Карелии

В танцевальной культуре карелов принято выделять круговые и линейные танцы северных, средних, южных, приладожских групп целостного народа, сходные с пластическими характеристиками танцев финнов, эстонцев, венгров. Традиционная танцевальная культура карелов имеет три стилевых пласта, т.е. локальный, национальный и этнический. Своеобразием отличаются танцы вепсов. По характеру они близки танцам южных районов, характеризуются большой подвижностью, живостью, юмором. В карельской танцевальной культуре встречается не только вепский, ингерманландский, но и шведский традиционный материал, в котором танцоры имитируют движения бычка, утки, ворона (тотемическое существо вепсов). Карельская народная хореография ХIХ в. связана с французской и английской кадрилями, ланцами, контродансами. В многофигурных парных кадрилях обязательны моменты сольных русских плясок.


Государственный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"

В традиции северных карел распространение получили финские танцы-хороводы «Piirileikki» («пиирилейкки»), в которых этническим своеобразием выделяется круг («кижа» – по-карельски, «карг» – по-вепсски) [1]. Пиирилейкки являются не только финскими, но и ингерманландскими круговыми песнями-танцами. В древнем традиционном карельском танце не только круг, а также «восьмерка» являлись основными рисунками распространенной модели карело-финского движения. Архаичный пласт танцевальной культуры карел южной и приладожской Карелии составляют групповые танцы-игры, танцы-шествия, танцы-приглашения. Все они связаны с сольной пляской импровизационного характера, где шаговые и беговые движения выполняются прямыми ногами. Мужская пляска несет активный, наступательный характер в отличие от женской, где присутствуют разнохарактерные выстукивания – дроби «прямой» ногой, повороты корпуса, кружения. В мужской хореографической лексике встречаются характерные движения «вприсядку» с поочередным выбрасыванием правой и левой ног как в танцевальной игре «Бычки», построенной на подражательной пантомиме животного [2]. Руки танцора не только опущены вниз, но в особо активные моменты пляски разводятся в стороны, поднимаются вверх. Распространены хлопки в ладоши, удары руками по корпусу, бедрам. Народная традиция карельского «плясания» («плясна») импровизационного характера происходит от естественного пробуждения чувств, эмоций танцора.


Государственный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"

Искусственное танцевание существует в сценической пляске, исполняется по изобретенным правилам чаще всего под песню или «кантеле» - струнный инструмент, напоминающий русские гусли.

А.Г. Бурнаев

Источники:
Литература
1. Мальми В. В. Истоки карельской хореографии / В. В. Мальми. – Петрозаводск: Тип. «Версо», 1994. – 64 с.
2. Мальми В. В. Народные танцы Карелии и Ингерманландии // И. Рюйтель. Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. – Таллин: Тип. «ЭЭСТИ  РААМАТ», 1980. – С. 65-85.

Иллюстрации
www.gov.karelia.ru