Изобразительное искусство

Изобразительное искусство финно-угорских народов трудно подвести к общему знаменателю. Этому мешает как расселение их на достаточно обширной территории, не объединенной воедино, а разбросанной в Западной и Восточной Европе, так и историко-культурная эволюция, зависящая от многих причин, в том числе и от окружения странами с высокоразвитой художественной культурой. В связи с этим можно выделить несколько групп финно-угорских народов, связанных общими чертами в развитии изобразительного искусства. Это, прежде всего, европейские финно-угорские страны – Финляндия, Эстония, Венгрия, Карелия. В пределах этих пространств искусство всегда развивалось по двум направлениям, сохраняющимся по настоящее время: в рамках официального европейского искусства с общими для него стилевыми особенностями и образным строем в пределах местных этнических традиций. Ко второй группе можно отнести финно-угорские народы, входящие в состав Российской федерации. Профессиональное искусство в данных регионах начало развиваться лишь на рубеже XVI – XVII вв. и связано с христианизацией населения. В третью группу входят малочисленные народы – саами, вепсы и др., пытающиеся сохранить особенности традиционного творческого видения.

Фото3.jpg

С.Д. Эрьзя "Танец (Балерина)".1930. Кебрачо

На современном этапе развития художественной культуры два указанных направления – официальное, основанное на общеевропейских традициях и этническое - продолжают динамичное развитие. Особенно интересно и значимо второе, сохраняющее и развивающее локальные черты. В XIX веке его было принято называть национальным романтизмом. Современная культура предложила новую терминологию, самым известным из стилевых обозначений стал «этнофутуризм». Он имеет общие корни с национальным романтизмом и продолжает воскрешать, узнавать и развивать «далекие близкие» ценности предков, актуализируя их в современном мире. 

Н. Ю. Лысова

Иллюстрации:

www.erzia-museum.ru