Многоликая Карелия. От природы до литературы

Выставка проводится с 18 марта 2021 по 30 сентября 2021

Читать о Карелии – будто совершать путешествие в края, где тебя ожидают удивительные открытия. Природа Карелии очаровывает каждого, кто хоть раз побывал в этих местах. Красота севера, буйные реки с крутыми порогами, девственная чистота лесов, свежий воздух, наполненный упоительным ароматом хвои, потрясающие по красоте закаты.
Об этом повествует и карельский эпос, сказки, баллады карельской литературы.

  • Заповедники Карелии

    Заповедники Карелии

    Карелия... Прекрасный древний край, воспетый в рунах «Калевалы». Бесценны его озера — от огромных, уходящих к горизонту, до крохотных. Бессчетны ручьи и реки, разливающиеся широкими плесами, пленительно несущими свои воды по крутым порогам, дремучим лесам, перемежаемые труднопроходимыми болотами.
    Все меньше остается нетронутой тайги, ибо процесс хозяйственного освоения неизбежен, а сопутствующие ему изменения природы зачастую необратимы. В этих условиях заповедники, которых сейчас в Карелии два – «Кивач» и Костомукшский, остаются пока единственным способом сохранения уникальной природы республики.
  • Карельская народная баллада и "Кантелетар" Элиаса Лённрота

    Карельская народная баллада и "Кантелетар" Элиаса Лённрота

    Для того чтобы исследовать баллладу, необходимо определить её тематику и отделить балладу от других эпических и лироэпических жанров. В целом баллада как жанр обладает своей спецификой: она отображает мир под определённым углом зрения. Обычно избираемая ею тематика любви, ненависти, подчас подчёркнутого насилия ограничена рамками семейной жизни с выраженной феминистической эксцентровкой повествования.
  • Карельские народные сказки

    Карельские народные сказки

    Книга посвящена выдающейся сказочнице и рунопевице Карелии М. И. Михеевой.
    Сборник содержит 74 её текста всех разновидностей сказочной прозы, отражающей севернокарельскую традицию. Тексты даны на языке оригинала с переводами на русский, максимально приближены к оригиналу.
    Вступительная статья и объемный научный аппарат посвящены не только творчеству М. И. Михеевой и ее месту в народной художественной культуре Карелии, но и проблемам истории изучаемого фольклорного жанра во взаимосвязях с русским и финским народнопоэтическим творчеством.
    Книга предназначена филологам, фольклористам, этнографам, культурологам и всем читателям, интересующимся карельским фольклором.
  • Карельский фольклор в поэтическом освещении

    Карельский фольклор в поэтическом освещении

    Карельский фольклор не только отразил в себе действительность разных исторических периодов, он имеет свою историю. Разные изобразительные средства народнопоэтического творчества развивались не одновременно и не равномерно. Тем не менее, многие приёмы характерны для целого ряда жанров фольклора карел, взаимосвязанных в своём происхождении.
  • Современное состояние литературы на карельском языке

    Современное состояние литературы на карельском языке

    Данное издание является первым в российском литературоведении исследованием карелоязычной литературы Республики Карелия. В книге представлена литература, развивающаяся на трех наречиях карельского языка: ливвиковском, людиковском и собственно карельском. Монография начинается общими разделами историко-литературного характера, после чего следуют главы, посвященные литературе рубежа XX-XXI веков.
    Книга предназначена для научных работников, преподавателей, студентов, а также для всех, интересующихся литературой на карельском языке.
  • Туонельские свечушки

    Туонельские свечушки

    В монографии выявляются повторяющиеся у разных исполнительниц в разных по адресату оплакивания текстах элементы и детали предметного мира похоронных и поминальных плачей. При всей импровизационностн жанра, изобразительные элементы мифопоэтики находят устойчивое в этнопоэтической традиции словесное выражение. Повторяющиеся элементы текста образуют этнопоэтические константы, которые при выявлении и систематизации отнесены к сферам: изображение гроба и надмогильных сооружений как жилища покойного; ландшафт, элементы интерьера и фантастические обитатели загробного мира с их устойчивыми признаками и функциями; орнитологическая символика, фигуративные уподобления судьбы и переживаний утраты Эго погодным явлениям и растительности.