Виртуальные выставки

  • 9 июня 2016 — 31 мая 2018

    Букварь – культурное наследие финно-угорских народов

    Букварь – это первая книга для обучения чтению, в которой в наглядном, понятном и занимательном виде даются знания об истории, географии и культуре своего народа. В фонде Научной библиотеки Мордовского университета хранятся буквари представителей всех народностей бывшего СССР, в том числе буквари народов финно-угорской группы.

  • 26 декабря 2017 — 1 апреля 2018

    Изобразительное искусство Мордовии на рубеже двух столетий – XX и XXI

    Данная экспозиция – перечень иллюстрированных биографических альбомов заслуженных деятелей искусств Республики Мордовия. Вот их имена: В. А. Попков,  Н. П. Рожков, В. Д. Илюхин, династия  Шаниных, братья А. П. и В. П. Шадрины, И. И. Сидельников, В. И. Колмыков, А. В. Фадеев и многие другие. Несмотря на индивидуальный стиль, вкус и опыт каждого живописца, объединяющим звеном в их творчестве выступает обращение к одним и тем же сюжетам, жанрам живописи и тематическим картинам, но центром остается, безусловно, малая родина – Мордовия.

  • 15 марта 2016 — 1 декабря 2018

    Мордовская азбука

    Серия книг, представленных на выставке, адресована школьникам младшего и среднего возраста. Эти книги будут полезны как для использования в учебном процессе, так и для самостоятельного изучения.

  • 10 ноября 2010 — 22 апреля 2011

    Народное художественное творчество

    Выставка «Цянавне» (Ласточка), на которой представлены дипломные работы студентов специальности «Декоративно-прикладное творчество» Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева (2009 г.).

  • 19 августа 2010 — 28 октября 2011

    Национальный костюм

    Коллекция «Эрьмезь» выполнена по произведению замечательного мордовского писателя Якова Кулдуркаева, который по фольклорным мотивам создал сказочный эпос «Эрьмезь». Главный герой поэмы Эрьмезь — молодой красавец и умелец на все руки, сын эрзянского князя Пургаса. Завязка сюжета — случайная встреча Эрьмезя и Котовы — прекрасной дочери мокшанского князя Пурейши на берегу реки Суры. Эрьмезь идет сватать Котову, но, так как он был эрзянином, Пурейша не желает выдавать дочь за него замуж, предлагая Котове в женихи то богатого половецкого князя, то могучего татарского хана. Эрьмезю же он дает различные сложные задания — отыскать волшебное веретено, которое прядет само собой, щит, защищающий от всех врагов. Во время странствий Эрьмезь встречает Дыдая-свинопаса (бывшего слугу Пурейши), который становится эрзянскому княжичу верным другом и сватом. Но коварный князь Пурейша все же не отдает Котову в жены Эрьмезю, и тот похищает красавицу. Разъяренный Пурейша собирает армию и идет на эрзян войной. Эрьмезь уходит биться с врагом. Лук и изукрашенный колчан со стрелами в его костюме не случайны — ведь он могучий воин и отличный стрелок. Уходя, он наказывает Котове ни в коем случае не плакать, но Котова, печалясь о женихе, льет слезы, и оружие Эрьмезя начинает ржаветь и рассыпаться. Он погибает. Котова, узнав о гибели любимого, бежит на поле битвы, обнимает его тело, и Эрьмезь превращается в камень, а она — в стройную белую березку. Царственная роскошь вышивок, ритмические всполохи орнамента, четкие и экспрессивные силуэтные линии, ошеломляющая образность, замешанная на мощном фольклорном начале. Коллекция «Эрьмезь» получила высокую оценку жюри на Международном конкурсе высокой моды национального костюма "Этно-Эрато«-2010 в Москве, завоевав бронзу в номинации «Костюм финно-угорских народов». Дипломный проект Е. Трушиной — выпускницы кафедры дизайна и рекламы Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева (выпуск 2010 г.).