История финно-угорской музыки

Учебно-методический комплекс

Составитель: Кинякина Людмила Викторовна

Цель данного курса — изучение музыкальной культуры народов финно-угорской языковой группы, особенностей национальной традиционной музыки, процессов становления и развития композиторских школ. В курсе «История финно-угорской музыки» рассматриваются музыкальные культуры Венгрии, Финляндии, Эстонии, республик России — Карелии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии.

Основными задачами курса являются изучение:

  • профессиональной музыкальной культуры, исторические пути становления, развития;
  • наиболее ярких достижений в различных областях музыкального искусства;
  • роли и значение народных музыкальных традиций, профессиональных художественных направлений;
  • обогащение слухового опыта музыкой разных этнических традиций и художественных направлений, знание особенностей репертуара, исполнительской культуры современных народно-певческих коллективов финно-угорских стран.

Обзорные исторические темы посвящены музыкальной жизни — театральной, концертной, музицированию в быту, музыкальному образованию, музыкознанию. Значительное место отведено монографическим темам.

Концепция курса «История финно-угорской музыки»

«История музыкальной культуры финно-угорских народов» как учебная дисциплина имеет важное значение для подготовки музыкантов. В условиях возрождения национального самосознания культур малых по численности народов углубленное изучение своей культуры и ее взаимосвязей с родственными культурами приобретает особое значение. Выявление черт общности художественно-культурного развития Мордовии с эволюцией искусства финно-угорских народов представит отечественную музыкальную культуру не локальным, не национально-ограниченным явлением, а активным участником общего художественного процесса.

Изучение этой дисциплины, наряду с изучением фольклора, истории классического музыкального искусства, теории музыки способствует формированию будущих деятелей культуры различных профилей (исследователей, педагогов, музыкальных критиков и т. д.).

При подготовке программы были использованы материалы программы по хоровой литературе для студентов специальности «Дирижирование народным хором», разработанной старшим преподавателем кафедры народной музыки МГУ им. Н. П. Огарева Н. Е. Булычевой (Учебно-методические материалы по специальности «Дирижирование народным хором». – Саранск, 1999).

Учебно-тематический план по предмету «История финно-угорской музыки»

Темы дисциплиныКоличество часов
ЛекцииСеминарыСамостоятельная работа (СРС)
1.Введение2 5
2.История венгерской музыкальнойкультуры317
3.История финской музыкальной культуры317
4.История эстонской музыкальнойкультуры317
5.История карельской музыкальнойкультуры317
6.История музыкальной культуры МарийЭл316
7.История музыкальной культуры Удмуртии216
8.История музыкальной культуры Коми316
9.История музыкальной культуры ингерманландскихфиннов216
10.История музыкальной культурыМордовии317
Итого:27 ч.9 ч.64 ч.
Всего:100 ч.

Список основной литературы по курсу «История финно-угорской музыки»

  1. Александрова В., Бронфин Е. Ян Сибелиус. М., 1963.
  2. Асафьев Б. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л., 1987.
  3. Барток Б. Избранные письма. М., 1988.
  4. Бобыкина И. В. Тормис: Очерк жизни и творчества. М., 1987.
  5. Бройер Я. Современные венгерские композиторы и их творчество // Музыка Венгрии. М., 1986.
  6. Бояркина Л. Б., Бояркин Н. И. Профессиональное музыкальное искусство // Мордва: историко-культурные очерки. Саранск, 1986.
  7. Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки. Саранск, 1986.
  8. Владимирская А. Франц Легар. М., 1981.
  9. Гавриил Вдовин: постижение мастерства: Сб. статей и материалов (к 65-летию композитора). Саранск, 2006.
  10. Герасимов В. Фольклорные традиции Марий сегодня // Музыка России. М., 1991, №9.
  11. Герасимов О. Народная песня в хоровом творчестве марийских композиторов. Йошкар-Ола, 1989.
  12. Головинский Г. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX–XX вв. М., 1981.
  13. Голубкова А. Музыкальная культура Советской Удмуртии. Ижевск, 1988.
  14. Гродницкая Н. Гельмер-Райнер Синисало // Композиторы Российской Федерации. М., 1981. Вып. 1.
  15. Казанская Л. Очерки истории марийской советской музыки. М., 1983.
  16. Косачева Р. Пути развития финской оперы. М., 1990.
  17. Мамаева Н. Хоровое творчество И.С. Палантая // Современные проблемы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1994.
  18. Музыкальная культура Эстонской ССР: Сб. статей. Л., 1984.
  19. Музыкальное искусство Карелии: Сб. науч. трудов. Л., 1983.
  20. Немет А. Ферен Эркель: Жизнь и творчество. Л., 1980.
  21. Одинокова Т. Бояркин Николай Иванович. Грани творчества. Саранск, 2002.
  22. Резников Б. Марийская хоровая культура. Йошкар-Ола, 1989.
  23. Санина А. О национальном в новой венгерской музыке // Народно-национальные истоки в музыке социалистических стран. Л., 1990.

Возврат к списку