История финно-угорских народов

История финно-угорских народов
Учебно-методический комплекс
Составитель: Синдянкина Ольга Константиновна
1.Цели и задачи учебной дисциплины:
Основными Целями   освоения   учебной дисциплины (модуля) «История финно-угорских народов» – проследить общий ход исторического развития финно-угорских народов, выделить ее основные этапы и формы, уяснить главные причины обострения национального вопроса в различные исторические периоды, как, на территории их автономий, так и в диаспорах и дать практические рекомендации по элиминированию межнациональных противоречий, оптимизации национальной политики.
Задачи дисциплины
Указанную цель предполагается достичь через решение следующих задач:     а)  дать общую картину заселения финно-уграми Русской равнины;
б) показать природные особенности территорий различных
финно-угорских народов;
в) проследить основные этапы исторических процессов
на этих территориях;
г)  рассмотреть условия возникновения    первых национальных организаций и автономий,
д)  представить экономический и культур­ный вклад финно-угорских народов в общий фонд нашей страны;
е) дать основные социально-экономические характеристики  государственных образований финно-угорских народов.
Дать характеристику:
ж) основных этапов истории Венгрии;
з) современного состояния венгерского общества;
и)  основных этапов истории Финляндии;
к) современного состояния финляндского общества;
л) основных этапов истории Эстонии;
м) современного состояния эстонского общества;
Существенное внимание предполагается уделить международным финно-угорским общественным организациям.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История финно-угорских народов» относится к дисциплинам  вариативной части гуманитарного и социально-экономического ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 Туризм. Изучение данного учебного курса предусматривается на третьем курсе.  Курс является обзорным и предназначен для введения студентов в историю финно-угроведения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
    способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);
    способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);
    стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности (ОК-8);    
Студенты после изучения данной дисциплины должны:

иметь представление:
а) об основных этапах истории каждого из финно-угорских народов России;     
б) о современных социально-экономических потенциалах их государственных образований;
в) о наиболее значительном вкладе этих народов в российскую и мировую культуру;
г) о культурных связях этих народов с русским народом;
д) о культурных связях этих народов с Мордовией.

знать:
а) основные даты значительных событий из истории этих народов;
б) основные направления их хозяйственной специализации;
в) имена выдающихся деятелей политики, науки и культуры;
г) основные количественные территориальные демографические и  экономические показатели.
д)  основные этапы истории каждого из вышеуказанных государств;
е) их современные социально-экономические потенциалы;
ж) наиболее значительные вклады финно-угорских народов в мировую культуру;
з)  культурные связи данных народов и стран с Россией;
и)  культурные связи  народов и стран с Мордовией.

уметь:
а) изложить в литературной форме фактологический  материал по каждому из вышеуказанных разделов;
б) показать на картах и схемах территории этих автономий и основные места компактного проживания указанных народов вне их государственных границ;
в) дать основные социально-экономические характеристики всех этих государств на каждом из важнейших исторических периодов;
г) анализировать количественные социально-экономические показатели, как по отдельным автономиям, так и в их совокупности.

Владеть: а) основными теоретическими понятиями курса.
б) основной терминологий курса


4. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Лек.
Прак.
зан.
Лаб.
зан.
Сем.
СРС
Все-го
час.
1.
Происхождение и расселение народов Уральской семьи.
1


2
3
6
2.
История Республики Карелия.
1


1
3
5
3.
История Республики
Коми.
2


2
4
8
4.
История Республики Марий Эл.
2


2
3
7
5.
История Республики Удмуртия.
2


2
3
7
6.
  Социально-экономическая характеристика  Ханты-Мансийского , Ямало-Ненецкого , Долгано-Ненецкого округов.
2


2
4
8
7.
Образование и становление Венгерского  государства
2


2
4
8
8.
Финляндия в XVI-XXI веках
2


2
4
8
9.
Эстония XVII-XXI веках.
2


2
4
8
10.
Всемирные конгрессы финно-угорских народов.
2


1
4
7
11
Итого:
18


18
36
72


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной  дисциплины:

а) Основная литература.

1. Венгрия / под ред. З Халаса. – Будапешт, изд-во Корвина, 1962 – 428 с.
2.  Ласар М. Очерки по истории эстонского народа / М. Ласар, Х. Валк, Л. Вахтре. – Таллин, кооператив писателей Эстонии «Кунар», 1992. –233 с.
3. Политическая история Финляндии. – Хельсинки, изд. концерн «Отава», 2002. – 92 с.
4. Егоров И. Удмуртская республика. Общая характеристика / И. Егоров // Регионы России. Т.7.– М., 2000. –  315 с.
5. Иванов А.Г. История марийского народа / А. Г. Иванов // Учеб. пособие. –  Йошкар-Ола, 2005. – 234 с.
б) Дополнительная литература.

1. Кочкиркина С.И. Народы Карелии: история и культура / С. И. Кочкиркина – Петрозаводск, 1993. – 219 с.
2.Лаллукка С. Восточно-финские народы России / С. Лаллукка – СПб., 1997. – 115 с.
3. Финно-Угристика // Межвуз. сб. науч. тр. – Саранск, МГУ им. Н.П. Огарева  2000. – 150 с.
4.   Финно-угорские и самодийские народы России  //  Стат. сб.  –  Сыктывкар, 2006. – 234 с
5. Этноистория и этнокультура восточных финно-угров.  // Материалы  международ. науч.-прак. конференции. – Саранск,  МГУ им. Н.П. Огарева, 2003. –  233 с.

в) программное обеспечение и Интернет - ресурсы:
Microsoft Office Word, WinRAR,  WordPad,  Power Point, Adobe Reader,  Paint.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Портал
Название
http:// uralistika.ning.com
Финно-угорская социальная сеть «Уралистика»
http://finnougoria.ru
Финно-угорский культурный центр Российской Федерации
http:// kominarod.ru
Независимый финно-угоский портал
http://fucongress.org
Международный консультативный комитет финно-угорских народов
http://fennougria.ee/?lang=ru
«Учреждение Фенно-Угриа»
http://finugor.ru
Информационный центр финно-угоских народов
http://finnougr.ru
Финно-угоский мир




Возврат к списку