Этнография финно-угорских народов

Составители программы:
Н. Ф. Мокшин, зав кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии, д.и.н., профессор.
Е. Н. Мокшина, д.и.н., профессор кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии.
Этнография финно-угорских народов
1.Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1Хотя специальность «Финно-угорские языки» нацелена на подготовку соответствующих кадров по финно-угорскому языкознанию, овладение этими кадрами наиболее существенными знаниями из истории и этнографии финно-угорских народов, говорящих на этих языках, крайне важно. Сам язык – продукт длительного историко-стадиального развития этносов, один из важнейших этнических признаков, не может быть глубоко осмыслен, понят без знания этногенеза, этнической истории, этнических процессов, культуры и быта, особенностей общественного строя носителей тех или иных языков.
Этнография финно-угорских народов как вузовская дисциплина по существу лишь становится на ноги. В стенах Мордовского университета она никогда ранее не читалась и только в последние годы начинается ее преподавание на филологическом факультете. Думается, что дисциплина эта имеет перспективу. Она была бы полезна не только для филологов, но и для историков, социологов, географов, студентов факультета национальной культуры, юристов, ибо специалисты по указанным гуманитарным профилям должны ориентироваться в наиболее существенных аспектах происхождения, истории и быта народов, являющихся государствообразующими и титульными для ряда субъектов Российской Федерации (Республики Карелия, Коми Республике, Удмуртской Республике, Республики Марий Эл, Республике Мордовия). Разумеется, не менее важны для подготовки специалистов по финно-угорскому языкознанию и сведения по этнологии финского, эстонского, венгерского народов, обладающих суверенными государственными образованиями.
1.2. Задачей изучения данной дисциплины является ознакомление студентов специальности «Финно-угорская филология» с этнографией народов, говорящих на финно-угрских языках, придание лингвистическому аспекту этнографического фона, понимания общего этнополитического и этнокультурного состояния среды функционирования финно-угорских языков как в прошлом, так и в настоящем, перспектив исторического развития финно-угорских народов, как носителей соответствующих языков.
2.Содержание дисциплины (структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема).
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.
1.Введение. Основные понятия этнографической науки (этнос, этнические признаки, этногенез, этническая история, этноструктура, этнические процессы, культура и быт и др.). 4 ч.
2.Проблема происхождения и прародины финно-угорских народов. 4 ч.
3.Угорские народы. 6 ч.
4.Финские народы. 20 ч.
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1. Основная и дополнительная литература.
Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969.
Архипов Г.А. Марийцы IХ – ХI вв. К вопросу о происхождении народа. Йошкар–Ола, 1973.
Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Саранск, 1992.
Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. М., 1973.
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов. Ижевск, 1984.
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991.
Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск,  1994.
Вопросы этнической истории эстонского народа. Сборник статей. Таллин, 1956.
Гришкина М.В. Удмурты. Ижевск, 1994.
Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов. Перевод с венгерского. Йошкар-Ола, 1993.
Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала. Рассказы  о народах России. М., 1998.
Загребин А.Е. Финны об удмуртах. Ижевск, 1999.
Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск, 1968.
Лузгин А.С. Жизнь промыслов. Саранск, 2001.
Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX – XX вв. М., 1971.
Маамяги В. Эстонцы в СССР (1917 – 1940 гг.). 2-е изд. М., 1990.
Марк К. Этногенез финно-угорских народов в свете данных антропологии // Вопросы финно-угроведения. Вып. 5. Йошкар-Ола, 1970.
Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968; 2-е изд. 1998.
Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.
Мокшин Н.Ф. Тайны мордовских имен. Саранск, 1991.
Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных российских путешественников. Саранск, 1993.
Мокшина Е.Н. этническая ситуация в Мордовии на современном этапе. Саранск, 1998.
Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск, 1995.
Мордва. Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981.
Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.
Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997.
Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000.
Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.
Пименов В.В. Вепсы. Очерки этнической истории и генеза культуры. Л., 1965.
Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов./ Сост. Мауно Йокипии. Ювяскюля, 1995.
Сереев Г.А. Восточные марийцы. Йошкар-Ола, 1975.
Строгальщикова З.И. проблемы истории и культуры вепской народности. Петрозаводск, 1989.
Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М. – Л., 1965.
Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958.
Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М. – Л., 1966.
Удмурты. Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
Хайду П. уральские языки и народы. Перевод с венгерского. М., 1985.
Хяккинен К., Цеттерберг С. Финнэнь Масторось икеле ды ней. Пер. с фин. на эрзя-морд. М. Мосина, Н. Агафоновой. Саранск, 1997.
4.Учебно-методическая карта дисциплины
Номер недели
Номер
темы
Наименования вопросов, изучаемых на лекции
СРС
Формы контроля
1,2
1
Введение. Основные понятия этнографической науки (этнос, этнические признаки, этногенез, этническая история, этноструктура, этнические процессы, культура, быт и др.). 4 ч.
2 ч.

3,4
2
Проблема происхождения и прародины финно-угорских народов. Этногенез этих народов в свете данных языкознания, археологии, этнографии, антропологии и других наук. Вопрос об участии финно-угров в формировании русского  этноса. 4 ч.
2 ч.

5,6,7,
3
Угорские народы. Основные этапы этногенеза и этнической истории хантов, манси и венгров. Хозяйство и материальная культура. Общественный и семейный быт. Духовная культура. 6 ч.
3 ч.

8,9,10,11,
12,13,14,
15,16,17
4
Финские народы. Основные этапы этногенеза и этнической истории. Восточнофинские народы: пермская группа (коми-зыряне, коми-пермяки, удмурты), волжскофинская группа (марийцы, мордва). Исчезнувшие народности: меря, мурома, мещера. Прибалтийско-финские народы: финны, саамы, карелы, эстонцы, вепсы, ижорцы, ливы, водь. Хозяйство и материальная культура. Общественный и семейный быт. Духовная культура. Современные этнические процессы. 20 ч.
10 ч.


5.Приложение
5.1. Перечень экзаменационных вопросов
Этнос и его признаки
Этноструктура и метаэтнические общности
Культура и быт как этнический признак
Язык как один из важнейших этнических признаков
Этнические процессы
Языковая классификация народов мира
Финно-угорская языковая семья
Антропологическая классификация народов мира
Географическая классификация народов мира
Хозяйственно-культурная классификация народов мира
Вероисповедная классификация народов мира
Историко-стадиальная (типологическая) классификация народов
Проблема происхождения финно-угорских (уральских) народов
Прародина финно-угорских (уральских) народов
Вопрос об участии финно-угорских народов в формировании русского народа.
Основные этапы этногенеза и этнической истории угорских народов
Обские угры (ханты и манси)
Этногенез венгров
Хозяйство и материальная культура венгров
Общественный и семейный быт венгров духовная культура венгров
Коми-зыряне и коми-пермяки
Удмурты
Марийцы
Этногенез мордовского народа
Этноструктура финно-угорских народов Поволжья и Приуралья
Основные этапы этнической истории мордвы
Хозяйство и материальная культура мордвы
Хозяйство и материальная культура коми
Хозяйство и материальная культура удмуртов
Хозяйство и материальная культура марийцев
Исчезнувшие народности: меря, мурома, мещера.
Общественный и семейный быт пермской группы финно-угорских народов
Общественный и семейный быт волжско-финской группы финно-угорских народов
Духовная культура обских угров
Духовная культура коми
Духовная культура удмуртов
Духовная культура марийцев
Духовная культура мордвы
Религиозные верования мордвы
Происхождение прибалтийско-финских народов
Хозяйство и материальная культура финнов
Основные черты хозяйства и материальной культуры эстонцев
Хозяйство и материальная культура карел
Вепсы, ижорцы, ливы, ведь
Общественный и семейный быт финнов
Общественный и семейный быт эстонцев
Общественный и семейный быт карел
Саамы (лопари)
Современные этнические процессы у финно-угорских народов

Комплексные контрольные задания по этнографии финно-угорских народов, необходимые при проведении внешней экспертизы университета и тесты
Финно-угорские народы и их расселение
Языковая классификация финно-угорских народов
Основные черты хозяйства, быта и культуры финно-угорских народов.
Тесты
Какие из перечисленных ниже этнонимов являются самоназваниями (автоэтнонимами) финно-угорских народов, а какие – их названиями сос стороны (аллоэтнонимами)?
1.Фины. 2. Суоми. 3. Эстонцы. 4. Коми. 5. Удмурты. 6. Вотяки. 7. Черемисы. 8. Мари. 9. Карелы. 10. Ханты. 11. Остяки. 12. Вогулы. 13. Манси. 14. Венгры. 15. Мадьяры. 16. Мордва. 17. Мокшэрзят. 18. Саамы. 19. Лопари.
Какие из названных ниже финно-угорских народов исповедуют преимущественно лютеранство, а какие православие?
1.Финны. 2.Эстонцы. 3. Карелы. 4. Мордва. 5. удмурты. 6. Коми. 7. Марийцы.
Какие современные столицы финно-угорских республик нашей страны назывались перечисленными ниже ойконимами?
1.Усть-Сысольск. 2. Царевококшайск, Краснококшайск. 3.Устинов.
Укажите, к традиционным религиозным верованиям каких финно-угорских народов относятся перечисленные ниже верховные боги?
1. Инмар. 2. Юмала. 3. Кугу Юмо. 4. Шкай, Нишке. 5.Ём.
Укажите к каким этносам (народам) относятся названные ниже субэтносы?
1.Ватка. 2. Калмэз. 3. Эрзя. 4. Мокша. 5. Олык мари. 6. Курык мари.
Отметьте, к традиционному костюму каких финно-угорских народов относятся следующие элементы одежды и украшений?
Лузан. 2. Пулай. 3. Шимакш. 4. Айшон. 5. Сюлгамо.

Требования к уровню освоения программы и форм текущего контроля и промежуточной аттестации
В результате прохождения указанной дисциплины студент – филолог специальности «Финно-угорская филология» должен более отчетливо ориентироваться в проблемах финноугороведения, особенно касательно этногенеза и этноистории этих народов, этногенетических и этнокультурных связей, этноструктуры, культуры и быта, современных этнических и этноязыковых процессов, переживаемых этими народами.
В качестве основных форм текущего контроля и промежуточной аттестации служат консультации, межсессионный учет успеваемости и экзамен в конце 2-го семестра.

Возврат к списку