Этнография

Этнография Составители программы:
Н. Ф. Мокшин, зав кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии, д.и.н., профессор.
Е. Н. Мокшина, д.и.н., профессор кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии.
Этнография
1. Цели  и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе:
1.1.Этнография – наука о народах (народоведение) как этносах, изучающая их происхождение (этногенез) и этническую историю, быт, материальную и духовную культуру, современные этнические процессы. Важно подчеркнуть, что этнографическая наука интересуется не только различиями, но и сходством в культуре и быте народов, стремится установить общие закономерности в этнических процессах, общественном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Понимание этих закономерностей позволяет нам лучше познать пути исторического развития человечества, формирования его этнической структуры (этносферы) в контексте мирового исторического процесса. Знание характерных черт образа жизни, культуры и быта народов, их этногенеза и этнической истории, современных этн6ических процессов в огромной мере облегчает взаимопонимание между ними. Именно поэтому в укреплении взаимного доверия, добрососедских отношений между народами, в воспитании толерантности немалую роль призвана сыграть этнография.
Целью преподавания этнографии является ознакомление студентов с народами мира, основными особенностями их хозяйства, быта и культуры, принципами классификации народов.
1.2.Задача изучения данной дисциплины сложна. Суть ее заключается не просто в ознакомлении с мировой этносферой, а в формировании у будущих историков представления о многообразии мира, его этнической мозаичности, бережного отношения к народам (этносам), как к уникальным социальным организмам, не имеющим дублеров, как к общему этнокультурному достоянию всего человечества.
2.Содержание дисциплины (структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема).
Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.
1.Введение. Предмет, задачи и значение этнографии как науки. Основные понятия этнографии. Источники этнографии и методы этнографического исследования. 8 ч.
2.Классификация народов мира. 4 ч.
3.Развитие этнографических знаний за рубежом и в России. 2 ч.
4.Народы Австралии и Тасмании. 2 ч.
5.Народы Океании. 2 ч.
6.Народы Америки. 2 ч.
7.Народы Африки. 2 ч.
8.Народы Зарубежной Азии. 4 ч.
9.Народы Зарубежной Европы. 2 ч.
10. Народы Российской Федерации и СНГ – 6 ч.
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная и дополнительная литература
Этнография: Учебник / Под. ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М.: Высшая школа, 1982.
Этнография: Учебник / Под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. М.: Высшая школа, 1994.
Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974.
Кнышенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. Учебное пособие. Изд-во Ростовского ун-та, 1965.
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебное пособие. М., 2001.
Садохин А.П. Этнология: Учебник для вузов. М., 2000.
Садохин А.П. Этнология. Учебный словарь. М., 2002.
Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.
Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000.
Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала. Рассказы о народах России. М., 1998.
Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Козлов В.И. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. М., 1999.
Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968; 1998.
Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977.
Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.
Мокшин Н.Ф. Тайны мордовских имен. Исторический ономастикон мордовского народа. Саранск, 1991.
Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993.
Токарев С.А История русской этнографии. М., 1966.
Мокшина Е.Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе. Саранск, 1998.
4.Учебно-методическая (техническая) карта дисциплины
Номер недели
Номер
темы
Наименования вопросов, изучаемых на лекции
СРС
Формы контроля
1,2,3,4
1
Предмет, задачи и значение этнографии (этнос, этнические признаки, этноструктура, этнические процессы, культура, быт и др.). Источники и методика.
4 ч.

5,6,7,
2,3
Классификация народов мира. Развитие этнографических знаний за рубежом и в России
3 ч.

8
4
Народы Австралии и Тасмании. Проблема происхождения. Основные черты хозяйства, быта и культуры до европейской колонизации. Европейская колонизация. Современный этнический состав
1 ч.

9
5
Народы Океании. Проблема первоначального заселения Океании. Основные черты хозяйства, быта и культуры. Современное положение
1 ч.

10
6
Народы Америки. Историко-этнографические области Америки до европейской колонизации. Этнический состав современного населения Америки.
1 ч.

11
7
Народы Африки. Языковой и антропологический состав. Древняя и средневековая культура. Европейская колонизация. Современные этнические и культурные процессы.
1 ч.

12,13
8
Народы Зарубежной Азии. Этнический состав. Языковая и антропологическая характеристика. Народы Западной (Передней) Азии. Народы Южной Азии. Народы Юго-Восточной Азии. Народы Центральной и Восточной Азии. Основные черты их этногенеза, этнической истории, хозяйства, быта и культуры. Религии.
1 ч.

14
9
Народы Зарубежной Европы. Этнический состав и языковые семьи. Основные этапы этногенеза и этнической истории. «Великое переселение народов». Средневековые миграции и формирование современных этнических общностей.  Материальная культура. Социальные отношения. Семья. Духовная культура . Религии. Современные этнические процессы.
1 ч.

15,16,17
10
Народы РФ и СНГ. Восточнославянские народы (русские, украинцы, блорусы). Общность происхождения и близость культуры. Этнографические группы. Особенности хозяйства, материальной и духовной культуры. Неславянские народы РФ. Народы Среднего Поволжья: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, традиционные виды хозяйства, материальной и духовной культуры, общественного и семейного быта. Религии. Народы Сибири. Народы СНГ. Молдованне. Народы Закавказья. Народы Средней Азии и Казахстана



5.Перечень экзаменационных вопросов.
Предмет, задачи и значение этнографии как науки.
Основные понятия этнографической науки
Этнос и его признаки
Источники и методика этнографической науки
Развитие этнографических знаний за рубежом
Развитие этнографических знаний в России
Принципы классификации народов мира
Географическая классификация народов мира
Антропологическая классификация народов мира
Языковая (лингвистическая) классификация народов мира
Хозяйственно-культурная классификация народов мира
Вероисповедная классификация народов мира
Историко-стадиальная (типологическая) классификация народов мира
Основные тенденции современных этнических процессов
Проблема происхождения и первоначального заселения народов Австралии и Тасмании.
Основные черты хозяйства, быта и культуры аборигенов Австралии и Тасмании до европейской колонизации.
Европейская колонизация Австралии и Тасмании и положение туземцев.
Этнический состав современной Австралии
Проблема происхождения и первоначального заселения Океании
Основные черты хозяйства, быта и культуры океанийцев до начала европейской колонизации
Колонизация Океании  и современный этнический состав ее населения
Проблемы первоначального заселения Америки и происхождения ее коренного населения
Историко-этнографические области Америки до европейской колонизации
Современный этнический состав Америки
Антропологическая и языковая характеристика народов Африки
Культура народов Африки до европейской колонизации
Современные этнические и культурные процессы в Африке
Народы Передней (Западной) Азии
Народы Южной Азии
Народы Юго-Восточной Азии
Народы Восточной и Центральной Азии
Антропологическая и языковая характеристика народов Зарубежной Европы
Финно-угорские народы Западной Европы
Греки и албанцы. Баски и мальтийцы
Германская группа народов Зарубежной Европы
Романская группа народов Зарубежной Европы
Кельтская группа народов Зарубежной Европы
Славянская группа народов Зарубежной Европы
Летто-литовская (балтская) группа народов Зарубежной Европы
Основные т енденции современных этнических процессов
Молдоване, гагаузы, крымские татары, калмыки
Этногенез и этническая история народов Прибалтики
Хозяйство и материальная культура народов Прибалтики
Духовная культура народов Прибалтики
Восточнославянские народы (русские, белорусы, украинцы)
Основные этапы этногенеза и этнической истории восточнославянских народов
Этнографические группы восточнославянских народов
Основные черты хозяйства, быта и культуры восточнославянских народов
Духовная культура народов Средней Азии и Казахстана
Основные этапы этногенеза, этнической истории и современный этнический состав Западной (Передней) Азии
Общественный строй и семейный быт народов Средней Азии и Казахстана
Хозяйство и материальная культура народов Средней Азии и Казахстана
Духовная культура восточнославянских народов
Народы Среднего Поволжья
Хозяйство и материальная культура народов Среднего Поволжья
Финно-угорские народы Среднего Поволжья и Приуралья
Тюркоязычные народы Среднего Поволжья
Духовная культура народов Среднего Поволжья
Народы Европейского Севера России
Социальная организация и духовная культура народов Восточной и Центральной Азии
Основные черты хозяйства, быта и культуры народов Южной Азии
Хозяйство, быт и культура народов Юго-Восточной Азии
Общественный и семейный быт, религиозные верования народов Кавказа
Этногенез и этническая история народов Среднего Поволжья
Общественный и семейный строй народов Южной Азии
Основные этапы этногенеза и этнической истории народов Кавказа
Традиционное хозяйство и материальная культура народов Кавказа
Основные виды этнических процессов
Духовная культура народов Сибири
Связь этнографии со смежными науками
Важнейшие проблемы современной этнологии
Основные этапы этногенеза и этнической истории народов Сибири
Традиционные хозяйственно-культурные типы коренного населения Сибири

Комплексные контрольные задания по основам этнографии, необходимые для проведения внешней экспертизы университета и тесты
Что такое этнос и чем он отличается от расы?
Проблема первоначального заселения Австралии и происхождение ее коренного населения
Проблема первоначального заселения Америки и происхождения ее коренного населения
Проблема происхождения населения Океании
Принципы классификации народов мира
Тесты:
Какие этноксономические единицы (общности) являются народами:
1.Метаэтнические общности. 2. Этносы. 3. Субэтносы. 4 Этнографические группы.
Какие из перечисленных ниже признаков не являются этническими?
1. Этническая территория. 2. Язык. 3. Культура и быт. 4. Инфосвязи. 5. Эндогамия. 6. Этническое самосознание. 7. Экзогамия.
Какие из перечисленных языков относятся к финно-угорской языковой семье?
1. Финский. 2. Эстонский. 3. Карельский. 4. Вепсский. 5. Мордовские (эрзя и мокша). 6. Марийские (горномарийский и лугововосточнномарийский). 7. Чувашский. 8. Удмуртский. 9. Башкирский. 10. Коми (зырянский и пермяцкий). 11. Татарский. 12. Венгерский. 13. Калмыцкий.
Какие религии считаются мировыми?
1. Иудаизм. 2. Буддизм. 3. Синтоизм. 4. Христианство. 5. Индуизм. 6. Даосизм. 7. Конфуцианство. 8. Ислам.
Какие из перечисленных ниже элементов традиционной одежды и обуви являются кавказскими?
1. Бурка. 2. Папаха. 3. Лузан. 4. Торбасы. 5. Мокасины. 6. Бешмет. 7. Кильт. 8. Лапти.
Какие из названных ниже блюд национальными являются русскими?
1. Шашлык. 2. Бишбармак. 3. Люля-кебаб. 4. Плов. 5.Суп-харчо. 6. Щи.
Какие из перечисленных ниже напитков традиционной кухни различных народов являются мордовскими?
1. Квас. 2. Айран. 3. Пуре. 4. Брага. 5. Поза.
Из названных ниже музыкальных инструментов подчеркните те, что Вы считаете русскими.
1. Бандура. 2. Балалайка. 3. Чипчирган. 4. Курай. 5. Жалейка. 6. Рожок. 7. Нуди. 8. Кантеле. 9. Варган
Какой из перечисленных ниже народных танцев является венгерским?
1. Лезгинка. 2. Мазурка. 3. Барыня. 4. Камаринский. 5. Гопак. 6. Лявониха. 7. Чардаш.
Какие из перечисленных ниже этнонимов являются самоназваниями народов (автоэтнонимами), а какие – названиями со стороны (аллоэтнонимами)?
1.Суоми. 2. Удмурты. 3. Черемисы. 5.4. Вотяки. 5. Финны. 6. Немцы. 7. Греки. 8. Албанцы. 9. Мадьяры. 10. Самоеды. 11. Ханты. 12. Тунгусы. 13. Венгры. 14. Манси. 15. Мордва. 16. Мокшэрзят. 17. Марийцы. 18. Эллины. 19. Ненцы. 20 Шкиптар. 21. Дейч. 22. Нухчи. 23.Чеченцы.

Требования к уровню освоения программы и формы текущего контроля к промежуточной аттестации.
В результате изучения указанной дисциплины студент должен отчетливо понимать, что из себя представляет народ как этнос, хорошо ориентироваться в этнических признаках, принципах классификации народов мира, отличать материальную культуру от духовной, ориентироваться в существе этноструктурных подразделений различного этнотаксономического ранга (субэтносы, этнографические группы), не путать метаэтнические образования (славяне, тюрки, германцы, иранцы, финно-угры и др.) с этническими, глубоко осознать важность и необходимость толерантного отношения к образу жизни различных народов мира, к их менталитету, уважительного отношения к этнокультурным традициям, бережного отношения к многообразию этносферы.
В качестве основных форм текущего контроля и промежуточной аттестации служат семинарские занятия, консультации, межсессионный учет успеваемости и экзамен в конце 1-го семестра.
Этнография финно-угорских народов
1.Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1Хотя специальность «Финно-угорские языки» нацелена на подготовку соответствующих= кадров по финно-угорскому языкознанию, овладение этими кадрами наиболее существенными знаниями из истории и этнографии финно-угорских народов, говорящих на этих языках, крайне важно. Сам язык – продукт длительного историко-стадиального развития этносов, один из важнейших этнических признаков, не может быть глубоко осмыслен, понят без знания этногенеза, этнической истории, этнических процессов, культуры и быта, особенностей общественного строя носителей тех или иных языков.
Этнография финно-угорских народов как вузовская дисциплина по существу лишь становится на ноги. В стенах Мордовского университета она никогда ранее не читалась и только в последние годы начинается ее преподавание на филологическом факультете. Думается, что дисциплина эта имеет перспективу. Она была бы полезна не только для филологов, но и для историков, социологов, географов, студентов факультета национальной культуры, юристов, ибо специалисты по указанным гуманитарным профилям должны ориентироваться в наиболее существенных аспектах происхождения, истории и быта народов, являющихся государствообразующими и титульными для ряда субъектов Российской Федерации (Республики Карелия, Коми Республике, Удмуртской Республике, Республики Марий Эл, Республике Мордовия). Разумеется, не менее важны для подготовки специалистов по финно-угорскому языкознанию и сведения по этнологии финского, эстонского, венгерского народов, обладающих суверенными государственными образованиями.
1.2. Задачей изучения данной дисциплины является ознакомление студентов специальности «Финно-угорская филология» с этнографией народов, говорящих на финно-угрских языках, придание лингвистическому аспекту этнографического фона, понимания общего этнополитического и этнокультурного состояния среды функционирования финно-угорских языков как в прошлом, так и в настоящем, перспектив исторического развития финно-угорских народов, как носителей соответствующих языков.
2.Содержание дисциплины (структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема).
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.
1.Введение. Основные понятия этнографической науки (этнос, этнические признаки, этногенез, этническая история, этноструктура, этнические процессы, культура и быт и др.). 4 ч.
2.Проблема происхождения и прародины финно-угорских народов. 4 ч.
3.Угорские народы. 6 ч.
4.Финские народы. 20 ч.
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1. Основная и дополнительная литература.
Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969.
Архипов Г.А. Марийцы IХ – ХI вв. К вопросу о происхождении народа. Йошкар–Ола, 1973.
Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Саранск, 1992.
Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. М., 1973.
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов. Ижевск, 1984.
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991.
Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск,  1994.
Вопросы этнической истории эстонского народа. Сборник статей. Таллин, 1956.
Гришкина М.В. Удмурты. Ижевск, 1994.
Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов. Перевод с венгерского. Йошкар-Ола, 1993.
Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала. Рассказы  о народах России. М., 1998.
Загребин А.Е. Финны об удмуртах. Ижевск, 1999.
Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск, 1968.
Лузгин А.С. Жизнь промыслов. Саранск, 2001.
Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX – XX вв. М., 1971.
Маамяги В. Эстонцы в СССР (1917 – 1940 гг.). 2-е изд. М., 1990.
Марк К. Этногенез финно-угорских народов в свете данных антропологии // Вопросы финно-угроведения. Вып. 5. Йошкар-Ола, 1970.
Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968; 2-е изд. 1998.
Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.
Мокшин Н.Ф. Тайны мордовских имен. Саранск, 1991.
Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных российских путешественников. Саранск, 1993.
Мокшина Е.Н. этническая ситуация в Мордовии на современном этапе. Саранск, 1998.
Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск, 1995.
Мордва. Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981.
Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.
Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997.
Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000.
Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.
Пименов В.В. Вепсы. Очерки этнической истории и генеза культуры. Л., 1965.
Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов./ Сост. Мауно Йокипии. Ювяскюля, 1995.
Сереев Г.А. Восточные марийцы. Йошкар-Ола, 1975.
Строгальщикова З.И. проблемы истории и культуры вепской народности. Петрозаводск, 1989.
Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М. – Л., 1965.
Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958.
Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М. – Л., 1966.
Удмурты. Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
Хайду П. уральские языки и народы. Перевод с венгерского. М., 1985.
Хяккинен К., Цеттерберг С. Финнэнь Масторось икеле ды ней. Пер. с фин. на эрзя-морд. М. Мосина, Н. Агафоновой. Саранск, 1997.
4.Учебно-методическая карта дисциплины
Номер недели
Номер
темы
Наименования вопросов, изучаемых на лекции
СРС
Формы контроля
1,2
1
Введение. Основные понятия этнографической науки (этнос, этнические признаки, этногенез, этническая история, этноструктура, этнические процессы, культура, быт и др.). 4 ч.
2 ч.

3,4
2
Проблема происхождения и прародины финно-угорских народов. Этногенез этих народов в свете данных языкознания, археологии, этнографии, антропологии и других наук. Вопрос об участии финно-угров в формировании русского  этноса. 4 ч.
2 ч.

5,6,7,
3
Угорские народы. Основные этапы этногенеза и этнической истории хантов, манси и венгров. Хозяйство и материальная культура. Общественный и семейный быт. Духовная культура. 6 ч.
3 ч.

8,9,10,11,
12,13,14,
15,16,17
4
Финские народы. Основные этапы этногенеза и этнической истории. Восточнофинские народы: пермская группа (коми-зыряне, коми-пермяки, удмурты), волжскофинская группа (марийцы, мордва). Исчезнувшие народности: меря, мурома, мещера. Прибалтийско-финские народы: финны, саамы, карелы, эстонцы, вепсы, ижорцы, ливы, водь. Хозяйство и материальная культура. Общественный и семейный быт. Духовная культура. Современные этнические процессы. 20 ч.
10 ч.


5.Приложение
5.1. Перечень экзаменационных вопросов
Этнос и его признаки
Этноструктура и метаэтнические общности
Культура и быт как этнический признак
Язык как один из важнейших этнических признаков
Этнические процессы
Языковая классификация народов мира
Финно-угорская языковая семья
Антропологическая классификация народов мира
Географическая классификация народов мира
Хозяйственно-культурная классификация народов мира
Вероисповедная классификация народов мира
Историко-стадиальная (типологическая) классификация народов
Проблема происхождения финно-угорских (уральских) народов
Прародина финно-угорских (уральских) народов
Вопрос об участии финно-угорских народов в формировании русского народа.
Основные этапы этногенеза и этнической истории угорских народов
Обские угры (ханты и манси)
Этногенез венгров
Хозяйство и материальная культура венгров
Общественный и семейный быт венгров духовная культура венгров
Коми-зыряне и коми-пермяки
Удмурты
Марийцы
Этногенез мордовского народа
Этноструктура финно-угорских народов Поволжья и Приуралья
Основные этапы этнической истории мордвы
Хозяйство и материальная культура мордвы
Хозяйство и материальная культура коми
Хозяйство и материальная культура удмуртов
Хозяйство и материальная культура марийцев
Исчезнувшие народности: меря, мурома, мещера.
Общественный и семейный быт пермской группы финно-угорских народов
Общественный и семейный быт волжско-финской группы финно-угорских народов
Духовная культура обских угров
Духовная культура коми
Духовная культура удмуртов
Духовная культура марийцев
Духовная культура мордвы
Религиозные верования мордвы
Происхождение прибалтийско-финских народов
Хозяйство и материальная культура финнов
Основные черты хозяйства и материальной культуры эстонцев
Хозяйство и материальная культура карел
Вепсы, ижорцы, ливы, ведь
Общественный и семейный быт финнов
Общественный и семейный быт эстонцев
Общественный и семейный быт карел
Саамы (лопари)
Современные этнические процессы у финно-угорских народов

Комплексные контрольные задания по этнографии финно-угорских народов, необходимые при проведении внешней экспертизы университета и тесты
Финно-угорские народы и их расселение
Языковая классификация финно-угорских народов
Основные черты хозяйства, быта и культуры финно-угорских народов.
Тесты
Какие из перечисленных ниже этнонимов являются самоназваниями (автоэтнонимами) финно-угорских народов, а какие – их названиями сос стороны (аллоэтнонимами)?
1.Фины. 2. Суоми. 3. Эстонцы. 4. Коми. 5. Удмурты. 6. Вотяки. 7. Черемисы. 8. Мари. 9. Карелы. 10. Ханты. 11. Остяки. 12. Вогулы. 13. Манси. 14. Венгры. 15. Мадьяры. 16. Мордва. 17. Мокшэрзят. 18. Саамы. 19. Лопари.
Какие из названных ниже финно-угорских народов исповедуют преимущественно лютеранство, а какие православие?
1.Финны. 2.Эстонцы. 3. Карелы. 4. Мордва. 5. удмурты. 6. Коми. 7. Марийцы.
Какие современные столицы финно-угорских республик нашей страны назывались перечисленными ниже ойконимами?
1.Усть-Сысольск. 2. Царевококшайск, Краснококшайск. 3.Устинов.
Укажите, к традиционным религиозным верованиям каких финно-угорских народов относятся перечисленные ниже верховные боги?
1. Инмар. 2. Юмала. 3. Кугу Юмо. 4. Шкай, Нишке. 5.Ём.
Укажите к каким этносам (народам) относятся названные ниже субэтносы?
1.Ватка. 2. Калмэз. 3. Эрзя. 4. Мокша. 5. Олык мари. 6. Курык мари.
Отметьте, к традиционному костюму каких финно-угорских народов относятся следующие элементы одежды и украшений?
Лузан. 2. Пулай. 3. Шимакш. 4. Айшон. 5. Сюлгамо.

Требования к уровню освоения программы и форм текущего контроля и промежуточной аттестации
В результате прохождения указанной дисциплины студент – филолог специальности «Финно-угорская филология» должен более отчетливо ориентироваться в проблемах финноугороведения, особенно касательно этногенеза и этноистории этих народов, этногенетических и этнокультурных связей, этноструктуры, культуры и быта, современных этнических и этноязыковых процессов, переживаемых этими народами.
В качестве основных форм текущего контроля и промежуточной аттестации служат консультации, межсессионный учет успеваемости и экзамен в конце 2-го семестра.

Возврат к списку