Кто есть кто в финно-угорском мире

Годы жизни 01(13).06.1886 г. — 28.06.1967 г
Место рождения с. Новое Шаткино Кузнецкого уезда Саратовской губернии, ныне Камешкирского района Пензенской области
Web-сайт
Учёное звание профессор
Учёная степень доктор педагогических наук


Деятель образования, педагог, методист, профессор (1947 г.), доктор педагогических наук (1961 г.), заслуженный деятель Мордовской АССР (1956 г.). Окончил Казанский учительский институт (1906 г.) и Московский коммерческий институт (1914 г.). Педагогическую деятельность начал в 1902 году учителем Атаманской станичной школы, с 1906 года преподавал в городском 4-классном училище (г. Пенза), коммерческом училище и торговой частной школе (г. Москва). В 1917 году организовал (совместно с M. E. Евсевьевым) Мордовское культурно-просветительное обществово в Казани. Затем работал в Чистопольской учительской семинарии, с 1919 года ректор созданного на её базе Высшего института народного образования. В 1925-1944 гг. научный сотрудник, заведующий отделом, консультант Наркомпроса; одновременно в 1925-1932 гг. директор школ 2-й ступени, завуч летних центральных курсов подготовки мордовских учителей в Москве (1926-1928 гг.), член секции просвещения национальностей Государственного ученого совета. С 1943 года в системе АПН РСФСР: заведующий сектором родного и русского языка НИИ методов обучения, с 1949 года директор НИИ национальных школ (с 1952 года заместитель). Принимал активное участие в организации обучения детей и взрослых финно-угорских и других народов РСФСР. Разрабатывал теоретическую концепцию учебника и соответствующих пособий для учителей нерусских школ, организационные основы программно-методической работы по вопросам преподавания родного и русского языков в школе для нерусских учащихся. Обобщил опыт школ Мордовии. В годы Великой Отечественной войны подготовил ряд пособий по русскому языку для бойцов Красной Армии, не владевших русским языком. В АПН продолжал исследование проблем теории и методики преподавания родного и русского языков в школах РСФСР. В монографии "Методика родного языка в мордовской (эрзя) школе" (1959 г.) предложил свою систему изучения родного языка, основанную на органической связи преподавания родного и русского языков. Создал свыше 30-ти учебников для мордовской, марийской и других школ. : http://www.gnpbu.ru/Dates/1-6/sovetkin/sovetkin


перейти к фотогалерее