Кто есть кто в финно-угорском мире

Годы жизни Март 1788 г. — 10 июля 1851 г.
Место рождения Арзамас, Россия
Web-сайт
Учёное звание
Учёная степень


Талантом-подвижником, наиболее выдающимся зодчим Поволжья стал Михаил Петрович Варенцов, более известный под псевдонимом Коринфский. Родился он в марте 1788 года в семье мордовского крестьянина из села Костино,  под Арзамасом.

Михаил был старшим сыном в семье, наследником. Поэтому ему прежде всего отец передавал секреты своего мастерства. Именно от отца будущий архитектор получил первые художественные понятия, навыки черчения, монтажа и строительства. Михаил рано женился. Вскоре молодая жена родила ему сына.

Его природные изобразительные способности и художественный вкус получили новый импульс во время краткого обучения в Арзамасской художественной школе, которую организовал в 1802 году живописец Александр Васильевич Ступин. По своей профессиональной специфике он не мог развить способности своего подопечного• в архитектуре, но, приняв в его судьбе горячее участие, летом 1810 года представил Михаила президенту Академии художеств в Санкт-Петербурге графу А.С. Строганову и профессору А.Н. Воронихину.

Постановление собрания совета Санкт-Петербургской Академии художеств от 27 августа 1810 года Михаил Петрович прибыл в Академию уже сложившимся, достаточно опытным архитектором, и пребывание в ней явилось для него не столько учебой, сколько именно «усовершенствованием», как справедливо отмечено в постановлении. Мещанина Варенцова раз и навсегда сменил архитектор Коринфский. Этот псевдоним произошел от названия одного из трех основных архитектурных стилей оформления колонн, сложившихся еще в Древней Греции. В Императорской Академии художеств; он отличился по классу архитектуры планами в Коринфском стиле... Вся дальнейшая его жизнь и деятельность прошла на Волге, по городам которой им была настроена масса всевозможных зданий и храмов в его излюбленном стиле»3. Здесь просятся под сомнение слишком частые случайности в биографии Михаила Петровича, но предположение о причинах появления такой фамилии вполне правдоподобно. А.Н. Воронихин не только рекомендовал М.П. Коринфского в Академию, но и поселил на собственной квартире и сделал помощником на завершающей стадии главного дела своей жизни — строительстве Казанского собора, а также Горного Кадетского корпуса.

Проект собора утверждал еще император Павел. А.Н. Воронихин строил его с 1801 года и столкнулся при этом, кажется, со всеми трудностями, которые встречаются архитекторам. В это же время Воронихин заканчивал, начатую в 1806 году перестройку Горного Кадетского корпуса.

Казанский собор и Горный Кадетский корпус стали для Коринфского основным местом его архитектурной практики. Занятия в академических классах, работа на строительных площадках, где Воронихин постепенно стал поручать ему самостоятельные, порой весьма ответственные участки, в синтезе с талантом и упорным трудом с фантастической быстротой принесли поразительные успехи. Уже через четыре месяца, 22 декабря того же года «посторонний Михаиле Коринфский» удостаивается серебряной медали за архитектурные композиции; через год, еще одна такая медаль присуждается за рисунки с натуры. 28 октября 1811 года он отмечается, как особо отличившийся в «представлении надгробного памятника, изображающего достоинства покойного г. Президента Академии художеств Строганова». После этого Коринфскому разрешают участвовать в конкурсе на получение золотой медали. По отзывам руководителей, у него были лучшие шансы на ее -получение, однако, в декабре 1811 года он неожиданно покидает Академию. Так или иначе, но Михаил Петрович возвращается в Арзамас художником с дипломом первой степени.

Первой работой по возвращении архитектора на родину стал проект перестройки школы Ступина. Вскоре Коринфский по примеру друга открывает в Арзамасе архитектурную школу. Затем последовало проектирование нескольких церквей и частных домов. Одна из церквей была возведена в селе Салма Саранского уезда (ныне Ромодановского района Мордовской ССР); еще одна — в селе Павлове (ныне город в Нижегородской обл.). Павловская церковь долгое время считалась лучшей по архитектуре в крае. Признав талант Коринфского, земляки доверили ему весьма ответственное дело: составить проект собора, который стал бы памятником Отечественной войне 1812 года и погибшим в ней арзамасцам. Собор (Воскресенский) был заложен в 1814 и завершен в 1842 году.

Следующей большой работой Коринфского стал проект роскошного здания Дворянского собрания в Нижнем Новгороде. Работа над чертежами нижегородского Дворянского собрания велась в 1816 году. Затем в Нижнем и губернии им было спроектировано множество разнообразных зданий, однако документов, подтверждающих авторство, почти не сохранилось. Архитектор нуждался в солидной постоянной должности с соответствующим окладом и стремился к более масштабным делам. Поэтому он с радостью принял предложение из Симбирска, занять место архитектора дворянского собрания с перспективой начать строительство огромного собора в память о 1812 годе. 3 ноября 1823 года он приступил к своим новым обязанностям.

Симбирский период жизни М.П. Коринфского — период его творческой зрелости. Он становится известен всей России, получает всеобщее признание. В эти годы Михаил Петрович удостаивается высшего почетного звания — академика архитектуры.

В Казани Михаил Петрович становится еще архитектором губернской удельной конторы, а в 1837 году — преподавателем архитектуры на физико-математическом факультете с окладом экстраординарного профессора. В 1841 — 1842 г. завершилось сооружение Троицкого и Воскресенского соборов. За них зодчий был награжден орденом Станислава и тысячей десятин земли.

Он умер 10 июля 1851 года и был похоронен на Арском клабище в Казани. На его могиле стоит скромный памятник, выполненный как будто по рисунку самого архитектора.  



перейти к фотогалерее