Кто есть кто в финно-угорском мире

Годы жизни 1605 г. — 1681 г.
Место рождения с. Вельдеманово, Нижегородской области, Россия
Web-сайт
Учёное звание
Учёная степень


Он родился в 1605 г. в с. Вельдеманово, что неподалеку от Нижнего Новгорода, в семье  крещеного мордвина Мины. При рождении его нарекли Никитой. Умерла мать, и отец женился во второй раз. Никита чувствовал себя под защитой лишь у старой некрещеной бабушки. Мать Мины знала множество мордовских ле­генд, мифов, песен и преданий. Этот богатейший родник народной мудрости стал первым источником знаний для впечатлительного мальчика, будившим его фантазию, развивавшим память, мышление, представление о доб­ре и зле, чести и подлости, высоких и низменных чув­ствах.

Следующим шагом на пути духовного роста Никиты стала его встреча с русским священником из соседнего с. Колычево. Умный и образованный, настоящий по­движник церкви, о. Иван, как звали священника при­хожане, заметил незаурядные способности мальчика и выпросил его к себе в ученики. За два года пребывания в семье о. Ивана Никита вы­учился писать и пристрастился к чтению книг, которые в те времена в России были только церковные. Так или иначе, но осенью 1617 г. двенадцатилетний мальчик тайно уходит в Макарьев-Желтоводский мона­стырь и, сказавшись сиротой, чтобы приняли, становится там послушником.

Близился срок совершеннолетия и пострижения Никиты в монахи. Эпидемия неведомой болезни, прокатившаяся по Нижегородскому уезду, не обошла и Вельдеманово; умерли мачеха и ее дети, Мина болен, а бабушка при смерти. Никита воз­вращается домой, хоронит вскоре бабушку, а вслед за ней и отца. Он наследует крепкое хозяйство, но крестьянином не становится.  Женившись на доче­ри колычевского священника Насте, двадцати лет от роду, Никита занимает место тестя. Вскоре влиятельные покровители угово­рили его перебраться в столицу. Он начинает здесь службу в домашней церкви  дворян Хлоповых, из семьи которых вышла первая невеста царя Михаила, потом – бояр Милославских, также близких к царскому двору, из их семьи была взята  первая жена царя Алексея Михайловича.

Один за другим умерли трое малолетних детей. Их смерть потрясла Никиту и его жену. Они увидели в этом волю провидения. Анастасия совершает обряд пострижения в одном из московских монастырей, а ее муж уходит на Белое море в Анзерский скит и там становится монахом под именем Никона. Ему было тогда тридцать лет. Поссорившись с настоятелем скита старцем Елеазаром, формально из-за способа хранения денег,  Никон перебирается в Кожеозерский монастырь и поселяется отшельником на уединенном острове. Вдали от людей,  проводит он несколько лет.

Высокий, сильный, с глубоким умом и решительным характером, он всюду был на голову выше окружавших его людей — в буквальном и переносном смысле. Он возбуждал к себе любовь, либо зависть и ненависть и мало кого оставлял равнодушным, и нигде не оставался незамеченным. В 1643 г. по смерти игумена, монахи Кожеозерского монастыря избирают его на освободившееся место. За три года Никон показал себя прекрасным управителем и организатором.  В 1646 г. Никон отправился на представление но­вому царю — семнадцатилетнему Алексею Михайловичу. При встрече с Алексеем Никон произвел на умного юношу самое благоприятное впечатление и был оставлен в Москве. Вскоре по царскому желанию преста­релый патриарх Иосиф посвящает его в сан архиманд­рита Новоспасского монастыря.

В 1648 г., по смерти новгородского митрополита Афанасия, Никон занимает его место. Полученный им сан считался вторым по значению в русской церковной иерар­хии. Кроме того, царь дал своему «собинному другу» право контроля и над мирским управлением. С этого времени Никон выступает не только церковным, но и крупным свет­ским деятелем, поборником сильной центральной власти. Без одобрения Ни­кона царь не издает ни одного важнейшего указа. Свои государственные способности будущий патриарх продемон­стрировал во время новгородского бунта.

В апреле 1652 г. скончался пятый русский патриарх Иосиф. Высшие церковные деятели выдвинули на этот пост двух кандидатов — Никона и иеромонаха Антония. Жребий пал на Антония, но тот, видимо, в угоду царю от­казался от патриаршества. Долго отказывался и Никон. Наконец 22 июля в Успенском соборе царь Алексей Михай­лович, окруженный боярами и бесчисленным народом, стал кланяться Никону в ноги и со слезами умолял принять патриарший сан. 25 июля Никон был провоз­глашен патриархом.

Заручившись поддержкой Константинопольского патри­арха, Никон в 1656 г. созвал новый собор с участием Антиохийского и Сербского патриархов и митрополитов Никейского и Молдавского. Свои послания он отныне подписывал так: «Великий государь, святейший Никон, архиепископ Москов­ский и всея Великия, Малыя и Белыя России и многих епархий земли же и моря сея земли патриарх». Никон становится богатейшим человеком в стране.

В 1654-1658 гг. царь постоянно находился при войске, бывая в Москве лишь наездом. Во введение патриарха он передал заботу о своей семье и управление всей страной. 12 декабря 1666 г. в небольшой церкви Благовещения в Чудовом монастыре тайно, видимо, опасаясь народных волнений, собрались патриархи, духов­ные члены собора и несколько бояр. Был зачитан приговор, по которому Никон лишался патриар­шего сана и заточался в монастырь.

В Ферапонтовом монастыре (Вологодская область) Никон содержался до 1676 г. Все это время ему запре­щали писать и получать письма. С 1671 г. двери его кельи день и ночь стерегли двадцать стрельцов.

 Патриарх открыто заявлял, что «его вера и убеждения греческие»37. Демонстрируя это, в 1656 г. после торже­ственной службы в Успенском соборе, на глазах всего молившегося народа, он снял с себя русский клобук и на­дел греческий, что вызвало сильный ропот. Тем не менее, Никон остается одним из крупнейших государственных и самым значительным религиозным деятелем России за всю её историю.