Финно-угорское (мордовское) музыкальное искусство


Научный руководитель (основатель) школы

Бояркин Николай Иванович, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Гос. премий РМ, член Союза композиторов России, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой народной музыки Института национальной культуры ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва». Автор более 350 научных и учебно-методических работ (в т. ч. 12 монографий и учебных пособий), 600 нотаций произведений народной музыки, 150 музыкальных сочинений, 20 моно-концертов.

Кадровый состав школы

Научная школа основана в 1980-е годы в секторе фольклора и искусств Мордовского НИИ языка, литературы, истории и экономики, с 1991 г. функционирует на кафедре народной музыки Мордовского университета. Методологическую основу школы составили труды проф. Н. И. Бояркина, посвященные фундаментальным и прикладным исследованиям музыкальных традиций мордовского и финно-угорского народов.
Значительный вклад в развитие школы внесли многие ее представители, известные деятели науки и культуры Мордовии и России: Бояркина Л. Б., канд. искусствоведения, доц., проф. кафедры народной музыки; автор более 300 науч. публикаций (в т.ч. монографий, первых учебных и метод. работ по мордовской музыке для вузов), 30 аналитических транскрипций произведений народной музыки, 90 педагогических редакций сочинений мордовских и финно-угорских композиторов, 14 моно-концертов; Вдовин Г. Г., проф. кафедры народной музыки, основатель Союза композиторов Мордовии, автор более 60 науч. и учебно-метод. публикаций, 200 музыкальных сочинений (в. т.ч. опер, первых симфоний, инструментальных и хоровых концертов и т.д.); Еремеев Д. И., проф. кафедры народной музыки, засл. артист РСФСР, нар. артист МАССР; Колесникова С. В., доц. кафедры народной музыки, засл. работник культуры РМ, лаур. премии им. Л. Руслановой, автор 15 научных и учебно-метод. публикаций, 10 моно-концертов; Одинокова Т. И., канд. искусствоведения, доц., проф. кафедры народной музыки, автор 70 науч. публикаций (в т.ч. первых учебно-метод. работ по мордовской музыке для общеобразовательных школ), 60 нотаций произведений народной музыки и др.

Направления научных исследований

  • системные полевые и фундаментальные исследования мордовской музыки как составной части российской и мировой культуры;
  • создание учебно-методической базы для подготовки научных, педагогических и музыкально-исполнительских кадров для полиэтнической музыкальной культуры Республики Мордовия и мордовской диаспоры Российской федерации;
  • разработка современных методик сохранения народных музыкальных традиций и творческого их использования в профессиональном композиторском и исполнительском искусстве;
  • полевые записи мордовской народной музыки и их аналитическая транскрипция;
  • мордовская (народная и профессиональная) музыкальная культура и её связи с музыкой финно-угорских, славянских и тюркских народов;
  • музыка народов РМ как национально-региональный компонент в образовательных системах общеобразовательной и детской музыкальной школ, среднеспециальных и высших учебных заведений;
  • международное сотрудничество в области полевых, фундаментальных и прикладных исследований финно-угорской музыкальной культуры;
  • обмен музыкально-творческими проектами.

Основные направления в области педагогики

  • разработка концептуальных основ музыкальных специальностей, в которых роль национально-регионального компонента особенно велика и значима (народное хоровое и сольное пение, народные музыкальные инструменты, этномузыкология, музыкальная композиция);
  • создание системы  учебных планов и рабочих программ;
  • создание учебной, методической и нотно-музыкальной литературы для общеобразовательных и детских музыкальных школ, среднеспециальных и высших учебных заведений.

Основные направления практического применения результатов музыкально-творческой (композиторской и исполнительской) деятельности

  • общественное распространение произведений народно-музыкальной классики, профессионального композиторского и исполнительского творчества;
  • создание учебно-творческих музыкально-исполнительских коллективов студентов и преподавателей, экспериментальных школ и лабораторий;
  • организация творческих практик студентов на основе двусторонних договоров между МГУ им. Н.П. Огарёва и школами, среднеспециальными учебными заведениями, концертными организациями;
  • публикация творческих работ средствами печати, радио, телевидения, аудио- и видеозаписи.

Основные научные достижения

  • произведено фронтальное полевое обследование музыкального быта населения Мордовии, мордовской диаспоры Самарской, Кемеровской, Новосибирской, Пензенской областей, Алтайского края, Республики Татарстан;
  • разработаны новейшие методы многоканальной звукозаписи и партитурной аналитической транскрипции произведений мордовской народной музыки;
  • создана теория жанров и стилей мордовской народной музыки;
  • выявлены основные формы взаимосвязей мордовской музыки с музыкальной культурой финно-угорских и славянских народов;
  • исследованы морфологические и органофонические свойства традиционного мордовского музыкального инструментария;
  • изучены вопросы исторической преемственности в мордовской композиторской музыке и исполнительском искусстве, их связи с народным творчеством;
  • открыты новые перспективные научные направления финно-угристики: музыкальная археология, инструментальная полифония.
Результаты исследований отражены более чем в 30 монографиях и 800 статьях. Среди них коллективные труды: «Памятники мордовского народного музыкального искусства» (в 3 т.; 1981, 1984, 1988), «Духовное наследие народов Поволжья» (в 2 т.; 2001, 2008), «Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений» (2008); монографии: Бояркин Н. И. «Мордовское народное музыкальное искусство» (1983), «Становление мордовской профессиональной музыки» (1986); Бояркина Л. Б. «Хоровая культура Мордовии: энцикл. справ.» (2006); Булычёва Н. Е. «Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций» (2003) и др.
Труды представителей школы прочно вошли в отечественную и зарубежную этномузыкологию, цитируются в исследованиях, аналитические музыкально-этнографические материалы составили предмет современных сравнительно-типологических исследований. Они служат основой современного музыкального образования, композиторского творчества и исполнительского искусства в области мордовской и финно-угорской музыки.
За свои научные и творческие достижения представители научной школы отмечены государственными премиями, почетными званиями, дипломами, являются членами российских и международных научных обществ и творческих союзов: 5 засл. деятелей искусств РФ, 11 засл. деятелей искусств и работников культуры РМ, 7 лауреатов Гос. премий РМ, 3 члена Союза композиторов РФ, международных научных обществ («Калевала», «Fenno-Ugria», Международный союз этномузыкологов, Международный фонд возрождения финно-угорских народов и др.); ученые неоднократно поощрялись научными и творческими стипендиями РАН, Союза композиторов РФ; отмечались дипломами Союза композиторов, Российского авторского общества, государственных и общественных организаций. Представители школы являются членами редакционных коллегий научных трудов и журналов, диссертационных советов.

Научно-организационная деятельность

Школа провела 7 международных музыкально-этнографических экспедиций по полевым исследованиям традиционного быта мордовского народа, 9 международных научных конференций, симпозиумов, семинаров, среди них: конференции молодых музыковедов «Мордовская музыка и ее взаимосвязи с родственными и соседними культурами» (1999, 2005), симпозиум «Калевала и финно-угорская культура» (2000), научно-практические семинары «Проблемы этномузыкального образования» (2004), «Проблемы взаимодействия народной музыки и композиторского творчества» (2005), а также всероссийские научно-практические конференции «Музыка композиторов Поволжья и Приуралья: творчество, наука, образование» (2004), «Инновационные музыкальные технологии в школьном образовании» (2003, 2008), «Экология традиционной культуры» (2009) и др. Школа регулярно проводит республиканские научно-практические конференции «Рузавинские чтения», совместно с Министерством образования РМ и Министерством культуры РМ региональные конкурсы по исполнению произведений народной музыки, творческие олимпиады школьников.

Международное сотрудничество

Школа имеет обширные связи с музыкальными научными центрами, вузами, творческими союзами и культурно-просветительными организациями России, Германии, Венгрии, Финляндии, Эстонии.
В последние годы плодотворное сотрудничество налаживается с центрами Франции (Париж, Дом культур народов мира), США (Стэнфордский университет), Австралии (Мельбурнский университет) и др. Сотрудничество осуществляется по линии издания научных трудов, проведения совместных музыкально-этнографических экспедиций, научных конференций, фестивалей, обменных лекций и мастер-классов. Важной формой являются выезды преподавателей, студентов кафедры народной музыки в зарубежные научные центры и приглашение зарубежных специалистов в Мордовский университет для чтения лекций, проведения научных семинаров и мастер-классов.
Совместно с Домом культур народов мира (Франция) изданы аудиокассеты с мордовскими полифоническими песнями («CHANTS de la VOLGA: Ghants polyphonigues et plantes de la Mordavie», 1998), с Центром мировой музыки (Финляндия) опубликовано исполнение духовных сочинений (Boyarkin N., Boyark ina L. Pazmoro ryhmä laulaa. Rÿttÿlä, 1998), Обществом М. Кастрена учебник для детских музыкальных школ («Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио», 1999), Академией Сибелиуса антология мордовской народной музыки в звукозаписях («Sylgam : Traditional Songs of Mordovia», 2005).